Челябинский Дом архитектора, дорогу в который знали только архитекторы, художники и их друзья, в 2022 году стал полноценным общественным пространством. Помимо публичных слушаний и выставки планшетов с чертежами новостроек, лодочных станций и киосков, здесь вдруг начали проводить кинопоказы, устраивать тематические творческие мастерские, выставки и лаборатории для студентов.

Ревитализацию в отдельно взятом доме устроили сотрудники Агентства инновационного и инвестиционного развития Челябинска и главный архитектор Павел Крутолапов.

Когда я оказалась здесь впервые, здание показалось офисным центром, рабочими клетушками. В большом зале проводили школьные выпускные и конференции и самые разные коммерческие мероприятия. Повсюду были следы скотча — и на мраморе лестницы, и на стенах, и даже на черно-белой огромной фотографии с городскими улицами. На этот скотч вешали плакаты, лепили гроздья воздушных шаров. Любопытно, что в нашей программе по развитию Дома архитектора было все то, что проводили здесь в начале 2000-х годов, — рассказывает куратор исследовательских и культурных программ Дома архитектора Галина Зубаирова.



Мы поговорили с Галиной о первых результатах, о современной архитектуре, коллекции современных арт-объектов, а главное — о том, как в результате лабораторий и мастер-классов появляются проекты, которые могут реально изменить город.

«Перемена»

Первым большим проектом стала «Перемена» — лаборатория для студентов-архитекторов. Она случилась летом и осенью 2021 года. Тогда три группы разрабатывали проекты застройки территорий, попадающих под КРТ (федеральную программу комплексного развития).

В результате был представлен «Закалибровый» бульвар с жилыми домами на улице Смирных и Худякова, заново переосмысленная территория Колхозного поселка вдоль улицы Братьев Кашириных и необычный квартал с высотным домом и садом на улице Овчинникова

— Первый и главный результат этой «Перемены» в том, что многие участники получили приглашения на работу от архитектурных и проектировочных бюро Челябинска: Esher, Axio, «Голос». Назовем это модным словом «нетворкинг». Понятно, что проекты не могут быть взяты в работу мгновенно. Территории под КРТ планируются много лет. Однако и через какое-то время та работа, которую проделали студенты в Доме архитектора, все равно будет востребована. Ведь они провели анализ местности, подняли исторический контекст, подумали о новых смыслах, — говорит Галина Зубаирова.



— Как вообще придумываются такие творческие лаборатории?

— Я иду от проблемы. Например, как изменить поверхностный подход к формированию комфортной городской среды? Что делают обычно? Проводят одну-две сессии соучастного проектирования, рисуют пару схем градостроительного анализа, и все. А мне кажется, для этого нужно глубоко и детально исследовать территорию. Переучивать взрослых специалистов и показывать им столичный, зарубежный опыт — здорово, но малоэффективно. А вот создать образовательный проект для студентов и показать им новые способы работы — это классно. Признаю, конечно, что эффект от работы Дома архитектора пока малоощутим. Это отложенный результат, как и в любом образовательном процессе.

Несбывшийся Челябинск

«Бумажная архитектура» — необычная выставка, которая экспонировалась в Доме архитектора, а теперь переехала в управление архитектуры города. Это подборка макетов и идей, которые не вышли за границы планшетов, так и остались бумажными артефактами эпохи. Например, искусственный остров в середине Миасса, станции метро, декорированные каслинским литьем и не только.

— Любопытно, мы сейчас, в рамках уже второй «Перемены», изучаем центр Челябинска и очень часто обращаемся к выставке «Бумажная архитектура», понимая, что часть идей уже была там, тогда, десятилетия назад. Никогда не знаешь, когда выстрелит это ружье,— смеется Галина Зубаирова.



Мастерская Пушкина

Еще одна лаборатория, которая состоялась летом 2022 года, тоже стала заметной. В рамках «Мастерской Пушкина» трудились не только архитекторы, но и культурологи, антропологи, художники, экономисты, даже актеры. В результате они создали один большой альбом, в котором улицу Пушкина буквально препарировали: кто там живет, какой бизнес ведет и, главное, какое настроение улица дарит городу.

— В следующем году мы объединим «Мастерскую» и «Перемену», чтобы получить проекты, над которыми всесторонне поработали люди самых разных профессий. «Мастерская Пушкина» дала отличную обратную связь. Застройщик ЮУ КЖСИ сейчас ведет работы как раз на ул. Пушкина. Они заинтересовались исследованием, решили с нами сотрудничать, согласились привлечь в проект художников. Мне, кстати, очень нравится эта коллаборация архитекторов и художников, мы даже лекцию устраивали, посвященную монументальному искусству Челябинска. Хочется, чтобы в городе снова появилось что-то от художников, кроме граффити,— отмечает Галина Зубаирова.


Галина Зубаирова и ее коллега Полина Ильина

Искусство современного города

Постепенно Дом архитектора становится площадкой для современного искусства. Здесь уже устраивали выставку молодых дизайнеров «Имагология», вернисаж полупластикового искусства художницы Марии Кирилловой. Любопытно, но каждый экспонат выставок принадлежит Дому.

— Да, эти работы у нас в собственности, потому что формально мы выступили заказчиком, проплатили материалы. А сейчас готовим каталог всех арт-объектов. И их можно купить, у каждого есть цена. Вот эти два планшета на стене уже в частных коллекциях и выставляются здесь с разрешения владельцев, — Галина указывает рукой на яркие графические работы из цикла «Имагология».

Велофестиваль и не только

В первую очередь Дом архитектора заточен под специалистов — студентов и выпускников профильных вузов. Но часть событий доступна и обычным челябинцам.

— У нас был проект «Город через кино», в рамках которого люди снимали короткометражки про Челябинск с точки зрения его архитектуры. Иногда мы просто показываем какие-то фильмы в тему или устраиваем большие публичные фестивали по важному поводу. Таким был «Велофест» в рамках создания стратегии развития велоинфраструктуры Челябинска,— напоминает Галина.
Велостратегии, кстати, было посвящено сразу несколько встреч. На первой презентации в зале Дома архитектора эксперты из питерского бюро OTS Lab интересовались опытом челябинских велосипедистов и собирали отзывы на черновик стратегии. Комментарии жителей города тогда заставили авторов значительно пересмотреть концепцию. А веселая тусовка в фойе привлекла к событию внимание прессы, горожан и чиновников. Так и до большого городского фестиваля ленд-арта недалеко.



Дети и баллончики с краской

В 2023 году в Доме архитекторов планируют проводить больше событий для детей и подростков: макетные мастерские, архитектурные квесты. В прошлом году с подачи Дома архитектора был украшен граффити подземный переход у Торгового центра. Тогда несколько опытных художников учили подростков рисовать.

В этом году программа продолжится. Есть поддержка управления по делам молодежи и сразу две возможные площадки для экспериментов. Конкретных сроков пока нет, но интерес участников очень высок.

— У нас уже очень много заявок от родителей, даже больше, чем мы можем принять. Возможно, все пройдет в переходе у «Детского мира», это было бы удобно и просто, особенно с точки зрения логистики. Да хотя бы не нужно будет ломать голову над мобильным туалетом — Дом архитектора тут, рядом,— смеется Галина.

Новый сезон Дома архитектора откроется в феврале выставкой «Присутствие», на стыке дизайна и архитектуры. Участники через эксперименты с материалами и формами могут пофантазировать о том, как преобразовать пространства внутри Дома архитектора и Челябинска в целом. Даже если пока это звучит не очень понятно, когда идеи превратятся в реальные и интерактивные макеты и эскизы — тут будет на что посмотреть.