«В январе 1944 года сокрушительными ударами наших войск Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады». Этими словами начинается воспоминание о сражениях за город на Неве одного из челябинцев. Наши земляки участвовали в битвах против вооруженных сил Германии и Финляндии на Северо-Западном стратегическом направлении. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Прорвать ее удалось в январе 1943-го. Через год вражеские войска были окончательно разгромлены. К 82-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады корреспондент ИА «Первое областное» нашел в государственном архиве Челябинской области письма очевидцев тех страшных и героических событий.

Участник обороны Ленинграда А. Сафронов попал под знамя прославленной дивизии Ленинградского фронта — 3-й гвардейской — в роту автоматчиков. 15 января 1944 года она начала наступление от Пулковских высот. Автоматчики устремились в атаку без артподготовки.
«Яростно сопротивлялась Воронья гора, с которой немцы вели ожесточенный обстрел Ленинграда. Но все крепче сжималось вокруг нее кольцо… Утром 19 января Воронья гора пала. А внизу лежал уже освобожденный Дудергоф, уже ворвались гвардейцы в Красное село», — писал челябинец.

20 января стрельнинская группировка врага перестала существовать. Дивизию прорыва, как пишет Сафронов, отвели на отдых в Ленинград, где они пробыли до 27 января — дня полного снятия блокады.
«Помню этот день очень хорошо. Люди от радости плакали. Другие стали плясать, а третьи писали благодарственные письма бойцам, участникам прорыва. В честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады был дан салют»,— вспоминал мужчина.
Он отмечал особенное отношение ленинградцев к солдатам в госпитале на Мойке, в здании педагогического института имени Герцена. Боец был ранен в сражениях в феврале 1944 года и попал на лечение. Помощь оказывали даже дети.

900 дней продолжалась героическая эпопея на берегах Невы.
«Подвиг Ленинграда всегда будет заряжать людей неиссякаемой силой жизни, учить беззаветному патриотизму и несгибаемому мужеству», — отмечал челябинец А. Сафронов.

Западнее Красного Села, в районе деревни Гостилицы, наступление началось 14 января. После ночной бомбежки вражеской обороны, в 9 часов 35 минут, советская артиллерия открыла ураганный огонь, вспоминал старший сержант А. Быков.
«Ровно час 5 минут длилась артподготовка, впереди бушевало пламя огня и дыма, над позициями противника стоял сплошной грохот. Еще шла артподготовка, а мы, солдаты, по команде бросились вперед. В это время наша артиллерия перенесла огонь в глубину вражеской обороны», — писал мужчина.

К концу дня красноармейцы освободили деревню, которая, увы, была разрушена, и совхоз «Красная Балтика». Контратака немцев провалилась. Судя по воспоминаниям Быкова, подготовка боевых операций началась осенью 1943 года.
«Нашу 2-ю ударную армию под носом у немцев переправляли через Финский залив в город Ораниенбаум. Всю осень мы готовились к наступлению. В тылу была построена такая же оборона, которую мы должны были прорвать, на ней мы учились до конца декабря 1943 года. Перед наступлением в войсках повсеместно состоялись митинги, на которых бойцы и офицеры клялись, не жалея сил и жизни, выполнить свой долг. В нашей 90-й стрелковой дивизии каждый полк в полном составе выстроился у своего боевого знамени. Командир полка, подняв знамя, стал на колени и громко сказал: „Клянемся отомстить за раны Ленинграда“. Вслед за ним слова клятвы, преклонив колени, повторяли все мы», — писал мужчина.

После снятия блокады города челябинец вместе с сослуживцами освободили другие населенные пункты, в том числе Ропшу. По словам Быкова, в честь полного освобождения Ленинграда прогремел артиллерийский салют из 324 орудий.
«С утра 14 января небо было обычным, шел снег. С криком „Ура!“ через Волхов по льду ринулась наша пехота. Среди наступающих стали рваться вражеские снаряды и мины, поднимая в воздух столбы воды и осколков льда», — писал А. Ушаков, участник сражений на Волховском фронте.

Мужчина вспоминал, как напротив него во фланг атакующих красноармейцев ударили немецкие пулеметы. Но их быстро подавили замаскированной гаубицей.
«Наводчик, заряжающий, действуя умело и сноровисто, вместе с другими номерами расчета открыли огонь по вражеским пулеметам. Через пару минут они замолчали. Наши стрелковые подразделения успешно форсировали Волхов и захватили плацдарм на его западном берегу», — рассказывал очевидец.

Под огнем противника соорудили переправу из бревен и хвороста. Саперы занимались разминированием, ведь «фашисты нашпиговали западный берег реки минами — противотанковыми и противопехотными», которые были скрыты снегом. Авиаторы прикрывали продвижение советских воинов к Великому Новгороду.
«19 января командир дивизиона приказал подготовиться к форсированию Волхова. Я знал, что лед тонок и не выдержит тяжести орудий. Посоветовавшись с командирами огневых взводов, мы решили из досок соорудить широкие салазки, установить на них орудия и таким образом переправить их через реку», — вспоминал майор в отставке.

Освобождение Новгорода, древней столицы Руси, шло одновременно с продвижением частей Ленинградского фронта. К исходу 27 января 1944 года войска взломали в 300-километровой полосе оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы, с боями продвинулись от 60 до 100 километров и перерезали важнейшие коммуникации противника. Солдаты двух фронтов решили историческую задачу.
За год до разгрома фашистов у Ленинграда была прорвана блокада. Вклад внесли бойцы и Ленинградского, и Волховского фронтов. На подступах к городу, на территории нынешней Новгородской области, одним из героев сражений был прадед журналиста ИА «Первое областное». К сожалению, он погиб за две недели до прорыва блокады 18 января 1943 года.

Встреча фронтов состоялась в тот зимний день в районе станции Мга.
«Надо было видеть эту встречу. Что тут было. Солдаты и командиры обнимались, целовали друг друга. Вскоре после прорыва блокады на глазах у нас началось строительство железной дороги, чтобы улучшить снабжение Ленинграда», — вспоминал старшина в отставке И. Накоскин.
Железную дорогу строили в основном женщины. По словам очевидцев, они были худые и измученные, но являли собой образец стойкости и мужества. Пути проложили за невероятно короткий срок.

Старший научный сотрудник Института истории партии Л. Ильина вспоминала, что прорыв блокады еще теснее связал город с большой землей. Причем первый поезд, который пришел 7 февраля, был из Челябинска. На Финляндский вокзал тогда приехал состав с продовольствием, его встречали сотни горожан. Паровоз украшал плакат «Привет героическим защитникам Ленинграда!».
Челябинская область после начала Великой Отечественной войны стала домом для тысяч ленинградцев. На Южном Урале даже спасли Игоря Шатрова, будущего режиссера и оператора, сценариста, заслуженного деятеля искусств РСФСР. ЧТЗ принял оборудование и работников Кировского завода, а также смог оперативно заменить сталь для производства танковых гусениц. Эти и другие истории ИА «Первое областное» публиковало в большом редакционном проекте «80 малоизвестных фактов» к юбилею Победы.