58% жителей Урала не пользуются кредитными картами. Между тем, в развитых странах на одного человека приходится от 7 до 15 карточек.

Эксперты банковской сферы цифры статистики объясняют финансовой неграмотностью населения. Некоторые клиенты банков получают кредитную карту в качестве бонуса к зарплатной, но не спешат ею воспользоваться. Другие используют "пластик" для разового снятия наличных, что заведомо приводит к убыткам.

Еще одна причина непопулярности не только кредиток, но и пластиковых карт вообще - менталитет человека, который привык получать зарплату наличными, отмечает руководитель направления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин.
 
"Мы слишком привыкли работать с наличными деньгами. И для нас наличные деньги и сумма на карте - это абсолютно разные вещи, - поясняет Александр Бородкин. - И, говорим честно, вторая причина - не очень сильная развитость инфраструктуры по приему карт. Не в любой торговой точке, далеко не в любой вы можете платить по карте. Во всех крупных магазинах - да, но если мы берем такой сегмент как рынки, как придомовые магазины, там практически не распространены пластиковые карты".

Банки подогревают интерес заемщиков к кредитным картам с помощью разных бонусов и акций. Так, например, "Альфа банк" предлагает карту Cosmopolitan с наличием скидок во многих салонах красоты и бутиках. Расплачиваясь кредиткой некоторых банков, можно было накопить на авиаперелет или получить скидку на мобильные разговоры. Самая распространенная бонусная система, которая используется банками по всему миру, - возврат на счет части потраченных денег.

"Банк очень заинтересован в активности клиента, потому что при розничных операциях по картам банк тоже зарабатывает, - уточняет Александр Бородкин. - Помимо этого карты есть с различными составляющими: бонусами, с возвратом денег на эту карту и так далее. Если клиент, используя данный продукт, платит на автозаправочных станциях или в ресторанах, в аптеках или в салонах красоты, то клиенту возвращается 5% от покупки".

Процентная ставка по кредитной карте несколько выше, чем при традиционном потребительском займе. Разница компенсируется тем, что проценты начисляются только на фактически потраченную сумму, а также льготными периодами, в которые кредит фактически обходится бесплатно.

"Вы знаете, процент может быть самый разный, -  комментирует управляющий "Юниаструм Банка" в Челябинске Евгений Репин. - Есть grace-периоды, в течение которых можно пользоваться заемными деньгами бесплатно. Он, в среднем, составляет 50 дней. У некоторых банков есть, по-моему, до 100 дней периоды. Вообще, процент за пользование кредитными деньгами по пластиковой карточке находится между 20 и 30 плюс комиссии за снятие наличных в банкомате. Если карточка с grace-периодом, и вы не уложились в этот период, плата уже возрастает. Не могу точно сказать, какой процент, но это уже больше 20-30% годовых".

Сейчас некоторые банки начали в виде бонуса выдавать кредитные карты проверенным заемщикам, рассказывает начальник отдела розничного бизнеса "Ак Барс Банка" в Челябинске Алексей Коршунов.

"В последнее время, с прошлого года, для нас это направление стало приоритетным. Кредитные карты сейчас востребованы, и банкам, в принципе, очень интересно работать с ними. Как правило, карты мы стараемся предоставлять уже проверенным клиентам под достаточно низкую процентную ставку. Даже ниже 20% по программе лояльности. Поэтому стараемся выдавать кредитные карты клиентам, которые у нас получают кредиты, автокредиты, ипотеки, потребительские".

Несмотря на растущую популярность кредитных карт, они вряд ли вытеснят с рынка банковских услуг традиционный потребительский кредит, считают эксперты. Кредитная карта дает возможность многократно "брать взаймы" небольшие суммы, когда как классическое кредитование предполагает большие суммы под конкретный проект.