Экспертный совет при Правительстве предложил установить лимит: не более 50 магазинов с алкоголем на 100 тысяч человек. Сейчас на такое же количество людей приходится около 120. Так авторы инициативы предлагают бороться с алкоголизмом. Уверенны, чем дальше точка продажи от дома, тем меньше горячительных будут покупать.
Но вот историки, услышав предложенную инициативу, улыбаются. Вся эта антиалкогольная пропаганда уже была, при Горбачеве в 1985 году. Тогда при Советском Союзе эффект был, но обратный. На смену алкоголю - суррогаты пришли.
«То есть когда у людей не было возможности достать качественный алкоголь и начинали лепить спиртосодержащие средства: лосьоны, духи, клей, которые содержали спирт», - говорит историк Александр Фокин.
Но вот исследователи региональных рынков алкоголя заявляют, что точки не сокращать, а увеличивать нужно. Чтобы производители снижали цены и повышали качество. Здоровая конкуренция превыше всего. Иначе черный рынок начнет развиваться, а как следствие вырастут отравления от нелегального продукта.
«Один закрытый легальный пункт рождает рабочие места для 3 нелегальных. До 40 % оборота магазинов у дома это продукция алкогольная. Более того, за счет этих цен магазины у дома держат низкие социальные цены на значимые продукты: хлеб молоко и так далее», - говорит глава исследования федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.
Но пока повышения цен на молоко и хлеб не стоить боятся. Ведь это всего лишь предложение. Документы хоть и направлены в Кабмин , но в проект по укреплению здоровья еще не включены. Ограничение точек продаж спиртных изделий уже есть в Скандинавских странах, некоторых штатах США и Австралии. Авторы инициативы утверждают там, где введены такие правила, объемы потребления снижаются в разы.