В бывшем кинотеатре «Кировец», что напротив ДК ЧТЗ, обитает Детский театр песка и теней «Скарабей». Широкому зрителю эта локация почти незнакома: как правило, сюда приходят родители с детьми из соседних кварталов. Весной 2023 года новым главным режиссером стал актер и режиссер Роман Прецер («Сад расходящихся тропок» и «Моцарт и Сальери» в Камерном театре, роль Хрущева в «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» там же, гастроспектакль «Ревизор»кинолекторий в кинотеатре «Победа», радиопрограмма «Утро на Олимпе»).

Накануне открытия десятого театрального сезона мы встретились с Романом Прецером и расспросили, как он намерен притянуть зрителя в новое место и как изменится концепция детского театра «Скарабей».

Вот такая круглобокая касса, по старинке облепленная афишами, встречает на первом этаже

Само место — кинотеатр «Кировец» (пр. Ленина, 5) — в художественном смысле удивительное. Здесь осталась нетронутой эстетика советских лет, со всем полагающимся конструктивизмом, деревянными дверями, странного цвета стенами, цементным полом и необыкновенным винтажным панно в фойе второго этажа.


Сейчас настенную живопись выкрашивают и обновляют

Эту жизнеутверждающую композицию, посвященную советскому кинопроизводству, хочется рассматривать в деталях: монументальную кинокамеру, тяжелый прожектор, пиджак режиссера, прическу ассистента режиссера... К сожалению, история не сохранила имени художника и названия работы (предположительно, рисовал Юрий Шубин), но главный художник театра Наталья Болотских обещала все уточнить.

Первое, что сделал Роман Прецер, когда заступил на должность, — отодвинул от этой стены кресла с высокими спинками и переставил их напротив, к окнам: теперь удобно сидеть и рассматривать настенную живопись в стиле соцреализма.

Главный художник театра «Скарабей» Наталья Болотских

В фойе новый главный режиссер намерен поставить фортепиано, чтобы музицировал каждый желающий, а на розовых столбах — разместить галерею артистов и сотрудников театра. 

Дух старого кинотеатра жив и в зале с ярко-красными креслами из кожзаменителя. Зал рассчитан на 250 мест, и это больше, чем, к примеру, в Камерном театре.

Идет монтаж нового светового оборудования

«Мне очень нравится и атмосфера, и кинотеатральная акустика этого места. Потому что она хороша для того стиля, который проповедую я: плотное музыкально-шумовое сопровождение, микс звуков, работа с ощущением пространства... Могу сказать, что „Скарабей“ даст фору доброй половине челябинской театров по уровню работы со светом и звуком. Мы покажем это на первой премьере нового сезона, который станет для театра десятым, юбилейным. И песка в этой постановке не будет совсем», — комментирует Роман Прецер.

Главный вопрос: что будет с песочной анимацией, которая составляла суть творческой концепции «Скарабея» и держала большую часть репертуара? Новый руководитель отвечает, что песок останется одним из множества художественных приемов, которые синтезирует современный театр.

«Парадигму мы не меняем. Да, наш театр детский. Точнее, я бы назвал его семейным. Да, песочный и теневой. Но мы трактуем это как театр синтетический. Если большинство театров сосредоточены на традиционном актерском исполнении, то для нас спектакль — это возможность использовать все выразительные средства: мультимедиа, песочная живопись, компьютерная анимация, видеоарт, 3D mapping. То, чего никогда не было в „Скарабее“», — формулирует Роман Прецер.

Новый главный режиссер намерен привести в театр взрослую аудиторию и играть спектакли не только по выходным

Второй вопрос: а что с актерами? Труппы в традиционном понимании в Театре песка и теней не было. Репертуар, по сути, держали две художницы по песку: Виктория Меллер и Дария Васильева. Прецер за весну и лето набрал труппу молодых актеров (22—26 лет), и первый спектакль в новом сезоне — «Сон в Стране чудес» — будет в привычном смысле актерским.




В малом зале идут репетиции спектакля по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

О новом спектакле, премьера которого состоится 25 и 26 августа, постановщик Роман Прецер рассказывает удивительные вещи. Во-первых, у него не было выбора: Льюис Кэрролл с «Алисой в стране чудес» был заранее утвержден в репертуарном плане и «достался ему в наследство». Во-вторых, Роман сказку переписал, оставив только имя главной героини, образную систему и основной конфликт: «Потому что Кэрролл не драматургичен». В-третьих, это спектакль для взрослых зрителей (не младше 12 лет). 

Получилась история не о девочке, а о взрослой девушке Алисе, которая родилась в Индии, в княжестве Гвалиор. Она рано потеряла родителей и с пяти лет воспитывалась в приемной семье в Великобритании. Ее биографию авторы спектакля сейчас публикуют в пабликах театра, чтобы подготовить зрителя к новому сюжету знакомой сказки.

Судьба у этой Алисы вполне драматическая, потому что ей непонятен ни культурный уклад, ни обычаи, ни в принципе устройство того мира, в котором она растет.

«Для нее на базовом, эмпирическом культурном уровне все, что ее окружает, абсурдно. Даже без всякой страны чудес. Ей непонятна иерархия, обычаи, культурный уклад страны. Вот на этом уровне у нее конфликт, так же, как у классической Алисы, которой весь мир казался абсурдом. И погружение в страну чудес — это ее поиск себя: „Да, я этот мир не принимаю, он странен. Но жить как-то надо. Надо найти какую-то гармонию. Найти свое место“, — вот ее тема»,— объясняет режиссер.


«Это не Кэрролл, это „Скарабей“. Это наше совместное творчество», — говорит о премьере главный режиссер

Спектаклем «Сон в Стране чудес» Прецер намерен заявить о принципиальных переменах в театре и новых возможностях труппы: это будет полноценный актерский спектакль с максимальным использованием ярких возможностей мультимедиа, включая модный 3D mapping. (Для этой премьеры театр предлагал своим подписчикам в соцсетях присылать их эмоциональные видео: эти кадры тоже войдут в анимированный видеоряд и будут передавать весь набор противоречивых чувств в душе главной героини.)

В сентябре запланирована еще одна премьера — «Ночь в поезде на Звездной реке» по сюжету известной японской сказки. Этот спектакль — идея и давняя мечта художницы по песку Виктории Меллер. Это будет авторский спектакль с компьютерной песочной анимацией, без актеров. 

«Но штука в том, что Виктория перенесла действие в Челябинск. Она выросла в районе железной дороги. Для нее гудки паровозов, переговоры диспетчеров, стук колес — ощущения детства, потрясающие, конечно. Ну а железная дорога — ко всему прочему и метафизический образ пути. Пути куда? Этот спектакль будет интересен и ребятам старше десяти лет, и их родителям», — рассказывает Роман Прецер.


Этот театр полон каких-то потерянных во времени вещей

Сам Роман Прецер намерен к Новому году поставить семейный мультимедийный спектакль по пушкинской сказке «Руслан и Людмила». Он придумал славянскую сказочную фэнтези с мощным ощущением фольклора, с пестрой народностью, исторической достоверностью костюмов и музыки, которую напишет вместе с композитором Константином Идиятовым.

Классический «Скарабей», в его понимании, должен стать мультимедийным, современным семейным театром, куда можно и карапузов приводить смело, и родителям будет нескучно.

«Я учусь, в том числе и существованию в профессии. Я отучил себя говорить колкости и высказывать резкие оценочные суждения. Стараюсь выбирать выражения, ведь все мы взрослеем. Второе: я считаю, климат того пространства, в котором работаем, — это очень важно. Только в хорошем климате можно творить интересные вещи. И третье: я стараюсь посещать абсолютно все театральные премьеры в Челябинске и призываю коллег последовать моему примеру. Надо принять абсолютную разность театра. Это самое живое искусство в мире. Настолько же сложное и противоречивое, как сам мир. Нет никакого классического театра, не может быть», — так формулирует свои принципы Прецер.


В этом бывшем советском кинотеатре «Кировец» сохранилась даже аппаратная с кинооборудованием 50-летней давности. Где-то в глубине, на тумбочках, даже сложены круглые металлические коробки с пленкой.

Новый главный режиссер задумал наполнять театр всеми органичными творческими активностями: эскизами спектаклей, читками, интеллектуальными играми, открытыми лекциями, лабораториями... Можно включить в этот план и ночные экскурсии по закоулкам старого дома: они остались в аутентичном состоянии и наполняют это место особой энергетикой.

Премьера первого спектакля обновленного Театра песка и теней «Сон в Стране чудес» состоится 25 и 26 августа.