В Челябинске состоялась экскурсия по городу, в ходе которой участникам рассказали о популярных городских легендах и мифах.

Экскурсоводом выступил Илья Пронченко. Когда-то он держал частный и концептуальный книжный магазин «Утопия» и вел дискуссионный кружок на тему истории и культурологии. А потом увлекся городскими прогулками (стал первым в Челябинске фланером) и начал устраивать познавательные экскурсии для друзей, знакомых и незнакомых. Даже в Троицк тур собрал!

Группа ценителей городских легенд собралась в воскресенье, 23 июля, у Молодежного театра. Или Народного дома, что более уместно в контексте экскурсии. В основном молодежь, но есть и женщины в возрасте.


Илья раздает всем самодельные карты маршрута — удобные книжечки, где цепочка достопримечательностей нанесена значками на схему города. Еще внутри — короткая аннотация экскурсии и пояснение, зачем людям сочинять легенды. Сделано все таким шрифтом, словно автор строчил на печатной машинке. Очень поддерживает настроение! Кстати, в приватном разговоре Илья упомянул, что делал эти карты всего пару дней и планирует создавать подобные ко всем дальнейшим маршрутам.


Экскурсия начинается с легенды архитектурной — про конструктивистское здание на ул. Воровского, 2, которое в контурах похоже на серп и молот. И это не что-то из разряда мифов о больницах-«свастиках», а вполне конкретный факт: архитектор Ипполитов задумал строение в эпоху идеологически верных проектов. Правда, серп и молот тут не при чем, просто для здания выбрали необычную форму. Но век конструктивизма был недолог, и достраивать здание пришлось в неоклассическом стиле.

В дальнейшем на маршруте истории чередовались: реальные факты перемежались легендами, человеческие фантазии — историческими реалиями, даже коренному челябинцу не всегда известными. Про дом, у которого с внешней стороны здания четыре этажа, а с внутренней только три. Или про старейший ювелирный магазин «Алмаз», возле которого в советские годы работали самые ловкие щипачи. Или про радиационный фон района новостроек вокруг радиозавода «Полет», где эксперты ходили с дозиметрами. Кто-то упоенно рассказывает даже, как «фонят» гранитные скалы парка Гагарина. Или вот про две кепки у статуи Ленина на площади Революции.

Илья упоминает, что миф про две кепки у Ленина — это история из сборника Довлатова «Чемодан». И добавляет, что горожанам всегда хочется добавить юмора или мистики в историю, чтобы развлечься.

«Я часто слышу, как рассказывают про кинотеатр им. Пушкина и ближайшие дома, которые стоят буквально на костях, а потому там призраки, аура плохая, и прочую ерунду. Но при этом никто не вспоминает про Одигитриевский монастырь, который тут же находился. Потому что кладбище — это ритуальность, загадка, тайна. А монастырь уже не очень», — разводит руками Илья Пронченко.

Погода сегодня отличная, участники экскурсии никуда не торопятся и с увлечением включаются в дискуссию о мифотворчестве и народных нарративах. У каждого версия своя.

Кто-то считает, что легенда рождается, когда людям хочется объяснить что-то необычное. Или присвоить месту какое-то уникальное свойство. Мы притормаживаем на ул. Пушкина, за пожарной частью. За кованым забором стоит двухэтажный дом с необычными балконами-верандами.

А Илья Пронченко рассказывает, что жители этого дома на ул. Пушкина, 70а называют здание «немецким», намекая, что его построили по иностранным лекалам и с необычайным качеством. Хотя этому нет никаких подтверждений. Да, в военные и послевоенные годы пленные или трудмобилизованные советские немцы — узники «Челябметаллургстроя» — не только строили цеха ЧМЗ и районы соцгородка, но и работали на других площадках: на ЧТЗ, возле радиозавода «Полет». Но строили ли они Пушкина, 70а? Вряд ли.


«Так вот, — подхватывает Илья Пронченко, — зачем тогда это жильцам? Чтобы придать ценность дому, как символическую, так и вполне реальную, денежную. А еще пояснить необычную архитектуру и создать для своего места жительства интересную легенду».

Обходим квартал по ул. Плеханова, чтобы подойти к поликлинике РЖД, а в пути участники экскурсии делятся своими городскими мифами, которые люди делают, чтобы поднять ценность места.

Например, что буквально через два двора будет тот самый дом, где хотели пристроить отдельный лифт на верхний этаж. Или что на ЧМЗ есть дворик, где «братки» скинулись и сделали фонтан. А Илья в эту копилку подкинул то ли слух, то ли неслучившуюся историю о том, как валютные дельцы у «Детского мира» собирались, собирались, но так и не поставили памятник челябинскому меняле.

Группа идет по Цвиллинга мимо давно почившего в истории «Ленинского городка» (пять особняков, которые должны составлять пятиконечную звезду), от которого остался один только дом, мимо Театральной площади и фонтана «Пробуждение», который в давние времена венчали скульптуры мальчика и девочки — якобы в память об утонувших детях знатного купца. Мимо городка чекистов и реального училища, на третьем этаже которого была церковь.


Здесь Илья достает из рюкзака несколько книг, чтобы пояснить, зачем вообще людям нужно сохранять свои истории и связывать их с памятью места. Одно из изданий — книга волгоградской художницы Тамары Шипицыной.

В коротких заметках, рисунках и фотографиях она описала и сохранила детские переживания от собственного района — типичных панельных девятиэтажек, которые при всей своей серости все равно отложились в памяти ребенка — яркими пятнами брошенных машин, надписями и граффити, мостками и стаями птиц вокруг голубятни. А потом на эту нитку вдруг нанизывались люди — дед в голубятне, старушки у подъезда, продавщица в булочной. Так и создается городской контекст, ценность места.


А вторая книжка, которую Илья нашел у букинистов, — издание из серии «Уральского арсенала» Южно-Уральского книжного издательства, про чекистов, кагэбэшников и прочие силовые структуры, три века господствующие на Южном Урале. В книге, по словам Пронченко, опубликовано множество интересных и откровенных фактов, которые сейчас, скорее всего, не прошли бы внутреннюю цензуру: фотографии каннибалов эпохи челябинского голода или вот знаменитой челябинской «тройки» — людей, которые составляли расстрельные разнарядки. И так далее. Это все сохраняет и дополняет историю. И это важно.


Все так же не спеша мы доходим до Алого поля и знаменитого «мавзолея». На вкус Ильи Пронченко, легенда об этом месте — самая смешная.

«Байка, согласно которой здесь в подвале была ВИП-столовка, забавная. А все потому, что дверь у лестниц монумента всегда закрыта наглухо. Есть в Челябинске такой художник-авангардист, Лев Гутовский. Он тоже очень заинтересовался этой историей. Спать не мог. Наконец какими-то невероятными путями он проник за эту таинственную дверь и нашел там… метлы дворников. А согласно историческим снимкам под памятником Ленину на Алом был небольшой читальный зал, где трудящиеся могли с трудами Ленина же и ознакомиться. Вот такая история», — подытоживает Пронченко.

Любимая городская байка экскурсовода здесь же, недалеко. И это даже не байка, а городская хохма. Пока храм Александра Невского ремонтируют, церковь базируется в современном здании позади. В 2010-х тут был ночной клуб. «А в советское время…» — Илья Пронченко делает паузу…

— Туалет! — подхватывает одна из участниц экскурсии. — Я еще маленькой была, мы туда ходили. А теперь вместо туалета — храм!


Экскурсовод как раз такие ситуации и любит — когда участники прогулки перебивают, задают вопросы, инициируют дискуссии или делятся какими-то своими историями.

«Я говорю, что провожу экскурсии. Но гораздо ближе мне слово «медиация». То есть прогулка-беседа с куратором, почти на равных. Очень ценно, когда беседу дополняют местные жители, которые выросли в этом месте, знают чуть больше», 

— отмечает медиатор Илья Пронченко.

Когда будет следующая экскурсия «Городских легенд», пока неясно. Следить за анонсами можно в телеграм-канале «Панельки и фланирование».