Мы поговорили с главным режиссером Челябинского Молодежного театра, вдохновителем и руководителем PULSE III Иваном Миневцевым о том, чем дорог ему этот проект.



— Мы находим и привозим в Челябинск самые заметные и классные театральные эксперименты, которые есть в нашей большой стране. Тему нынешнего «Пульса» («РОДЪ») определило несколько работ, главная и первая из которых — «[Сыра земля]. Коромысли», проект новосибирского режиссера Полины Кардымон. Я увидел этот перформанс в Екатеринбурге, и он произвел на меня… я бы сказал, очищающий эффект.

Эти четыре девушки-актрисы чистыми голосами, на уровне вибраций, бессознательно, как-то так глубоко в меня проникли, как будто эти древние песни созвучны заложенным в нас вибрациям. Сработало что-то на уровне биохимии. Видите, даже сложно слова подобрать. Звук проникает в тебя, и все. Оно само вибрирует.


Перформанс «[Сыра земля]. Коромысли. Глава вторая» о смерти на сцене Челябинского Молодежного театра

— Чем вам дорога эта концепция о родовых связях и семейных корнях?

— Я вдруг понял, как много этого стало. Мы начали разбираться в истории своих семей. Огромное количество людей заказывают генеалогическое древо семьи. Нам, обществу, чего-то не хватает — это очевидно. В прошлом году тема PULSE звучала как «Я (не) ребенок», речь шла о сепарации. В этом году мы поговорим о корневой системе, о заземлении. Род — это, как мне кажется, самое важное. Необходимо понимать, кто ты, откуда ты пришел, кто твои предки. 

И раз запрос есть — искусство это рефлексирует. А современное искусство — особенно быстро рефлексирует и ухватывает тренд. На то оно и современное.

И оказалось, что в театральном пространстве есть огромное количество работ, где авторы размышляют на этот счет. Мы привезли спектакль «Леха» из Петербурга (театр «Суббота») — это история коммунальной квартиры, всего на 25 зрителей, не попасть почти. Московская команда WALDGANG покажет (сыграет) свой аудиовизуальный перформанс «Кризис» — размышления на тему отцов и детей. Я понял, что у всех вибрирует эта тема, не только у меня.



— А что вы сами знаете об истории своей семьи?  

— Мне как раз все понятно про свою семью, мне не нужно делать генеалогическое древо. Историю передавали дед и бабушки, спокойно рассказывали каждому новому поколению детей, я и понимаю про свою семью примерно до пятого колена, до XVIII века. Мои предки были староверами, которые приехали на Урал из Мурманской области. Я все прекрасно знал о моей семье и без архивных документов. В последний день фестиваля я буду показывать эскиз на эту тему — спектакль «А если ничего не останется после нас». Я для него взял интервью у всех женщин моей семьи. Очень личная история.
 


— Ваша аудитория — молодежь. Разве молодого человека вообще волнует эта тема: генеалогическое древо, история нескольких поколений? Вы чувствуете отклик?

— Знаете, фестиваль в этом году вообще идет тяжелее, чем два года назад, в 2021-м. Дело, думаю, не только в теме. Тут сработала совокупность факторов. Но на хедлайнеров запись идет отлично, там под завязку все. Чуть тяжелее с более или менее экспериментальными проектами, например, челябинских художников, но это ничего. Фестиваль наберет силу. А что касается отклика у молодых, у подростков… Да, пожалуй, этот фестиваль ориентирован на более взрослую аудиторию.

— Ваш проект «Уступы» в старом ангаре в Сатке, кстати, отлично бы вписался в концепцию «Пульса».

— Да, только надо перенести в Челябинск огромный заводской гараж «Магнезита» и хор из ста жителей Сатки (смеется). А группа WALDGANG уже здесь, да.

Экспериментальный перформанс Ивана Миневцева о людях труда «Уступы» состоялся первый и единственный раз в Сатке

— Иван, назовите, пожалуйста, топ-3 событий фестиваля, на ваш взгляд.

— Конечно, «Коромысли. Сыра земля». Мы открываем PULSE этой постановкой, и даже тот единственный показ — большая удача и чудо, что удалось собрать в один день актрис из разных новосибирских театров и привезти в Челябинск. Я этому очень рад. Я назову «Леху» из Питера — это проект театра «Суббота» и проект «Аэлита. Инвентаризация» всего на восемь зрителей (поэтому она идет несколько раз). «Аэлита» — это совершенно нежная история, которая, я думаю, выстрелит, как «Мам, привет!» на втором «Пульсе»: «Мам, привет!» мы сыграли один раз, и наутро на все остальные спектакли не было ни единого билета.

Мне хочется, чтобы было много зрителей. Мы честно отбираем и привозим действительно классные работы, которые меняют ландшафт и театрального города, и города как такового. Я надеюсь, PULSE — самое яркое событие в области современного искусства в регионе.

— У вас есть идея, которую вы очень хотели осуществить, но пока не получилось?

— Конечно! Уже несколько лет хочу сделать такую штуку в Ленинском районе на месте, где проходит спектакль-променад «Я покажу тебе кое-что, пойдем». Там есть огромный красивый стадион, похожий местами на какую-то античную архитектуру, где прямо просится масштабная классная история, перформанс, хоть что. Я всем предлагаю и себе предлагаю. Но все пока отказываются. 


Обсуждение после спектакля «[Сыра земля]. Коромысли. Глава вторая»

Фестиваль PULSE III, стартовавший вчера, 6 сентября, продлится до 10 сентября. Подробнее о программе мы рассказывали здесь.

О первом фестивальном событии «[Сыра земля]. Коромысли. Глава вторая» Полины Кардымон из Новосибирска и о реакции челябинской публики расскажем в ближайшие часы.