Цены на бензин превысили психологическую отметку в 40 рублей. Лишь за последнюю неделю стоимость топлива на большистве АЗС увеличилась почти на рубль. Автомобилисты планируют отказаться от поездок, а эксперты пророчат новый скачок.

«На самом деле ситуация, конечно, интересная. Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Какая-то фантастическая ситуация, которую сложно объяснить с экономической точки зрения», — возмущается председатель Челябинской общественной организации автомобилистов Алексей Бруй.

Автомобилист с двадцатилетним стажем и руководитель общественной организации автомобилистов за все это время ни разу не видел, чтобы цены на бензин понизились. А вот планомерное и постоянное повышение — дело привычное. Но не в этом месяце. Цены скакнули так, что привели бывалого водителя в замешательство.

«В этом году я даже уже не знаю, что делать. Просто уже нет слов никаких приличных. Да и действия официальные уже непонятно, какие предпринимать», — замечает Алексей Бруй.

В последний месяц цены на бензин в регионе, как и во всей стране, резко подскочили. По России рост с начала года превысил 7 процентов. За май некоторые сети увеличили стоимость топлива больше чем на 3 рубля. Причем отразилось это не только на конечном потребителе, но и на предпринимателях. Максим Максимов — владелец четырех АЗС в Челябинске и его окрестностях. Мужчина уверяет: его компания работает едва ли не в минус. Оптовые цены растут даже быстрее розничных, но чтобы выдерживать конкуренцию с компаниями-гигантами, приходится сдерживать рост стоимости бензина. 95-й здесь, к примеру, до сих пор можно купить за 38 рублей.

«Это все произошло очень резко. Не в то время, когда это нужно — никто не мог этого предвидеть. По опыту прошлых лет, рост проходил намного позднее. Весной всегда было дно рынка, и так продолжалось какое-то время», — отмечает владелец сети АЗС Максим Максимов.

Проверку повышения цен уже провели антимонопольщики. В областном ведомстве заявляют, что ведут постоянный мониторинг и считают, что скачек экономически обоснован ростом налогов и мировых цен, а также проведением нефтяными компаниями внеплановых ремонтов заводов.

«Если посмотреть структуру цены за литр, то там 60 процентов — это налоги. И мы отмечаем, как специалисты в этом направлении, что основной причиной роста на нефтепродукты является фискальная политика и увеличение акцизов», — поясняет замруководителя УФАС по Челябинской области Елена Рысева.

А федеральная антимонопольная служба посчитала, что одной из причин являются действия нефтяных компаний. Якобы они снизили объем продаж, что привело к росту цен. Но позже эта информация с сайта ведомства была удалена.

Многие эксперты прогнозируют, что рост продолжится. И ждут еще одного резкого скачка — в конце лета или начале осени. Ситуация напоминает 2011 год. Сейчас стоимость литра бензина может достигнуть 50 рублей. Такой рост может отразиться и на других сферах.

«В первую очередь это окажет влияние на все продукты и товары, где достаточно большая логистическая составляющая. То есть будет удорожание поставок бытовых товаров, продуктов питания, которые автомобилями доставляются… Надо смотреть на каждый продукт в разрезе того, какие транспортные затраты на него делаются», — подчеркивает экономист Дмитрий Довженко.

По мнению экспертов, изменить ситуацию на рынке могут лишь решительные действия государства. В первую очередь — ограничение роста цен на топливо. Вице-премьер Дмитрий Козак уже провел экстренное заседание с крупнейшими нефтяными компаниями. Они заверили, что будут удерживать цены на нынешнем уровне. Правительство в свою очередь пообещало снизить акцизы на топливо с 1 июля. На сайте, который собирает вопросы на «Прямую линию с Владимиром Путиным», вопрос о росте цен на бензин входит в число часто самых задаваемых. Ответ от главы государства можно будет услышать 7 июня в 12:00.