Южный Урал — край, богатый не только природными ресурсами, но и историей, сплетением культур более 150 национальностей. Каждый народ — уникальный самоцвет в ожерелье региона. Чтобы увидеть эти сокровища, не нужно отправляться в дальние экспедиции — они рядом, ждут своего открытия.
Сегодня путешествие привело нас в уникальную челябинскую мечеть, расположенную на хуторе Миасский — Соборную мечеть № 90, главную достопримечательность поселка.
История этой мечети, как рассказывает историк и ведущий Николай Антипин, тесно связана с именем предпринимателя Закира Галеева. Выходец из Казанской губернии, Галеев вел дела в Челябинске, будучи торговым партнером известных братьев Якушевых. Именно Галеев пожертвовал участок земли на улице Азиатской под строительство первой столичной мечети.
Более того, он обеспечил будущий приход, завещая доход от одного из своих магазинов (1200 рублей в год) на содержание мечети. Дом Галеева, сохранившийся на улице Кирова, служит еще одним напоминанием о вкладе этого человека в историю города.
Одноэтажное кирпичное здание мечети, построенное в 1890 году, отличается интересной архитектурой: высокие полуциркульные окна, замковые камни, ярусный минарет с золотым куполом, два балкона. Несмотря на небольшие размеры, мечеть выделялась на фоне дореволюционного Челябинска, ее минарет с полумесяцем был заметен среди колоколен православных храмов.
«Судя по документам, мечеть действовала уже в 1894 году. В следующем году ей исполнится 134 года», — отметил историк.
История мечети на хуторе Миасском изучена слабо и окутана легендами. Известно, что решение о разрешении на строительство принималось не на региональном, а на столичном уровне.
«Я служу имам-хатыбом этой прекрасной мечети с марта 2022 года. Эта мечеть — наследство от наших отцов и дедов, которые, уходя на фронт Великой Отечественной войны, дали обет восстановить ее по возвращении», — рассказывает Гарифулла Хазрат.
История мечети «Хутор-Миасский» в Челябинске — это история веры, преодолевшей испытания временем и политическими обстоятельствами. В 1941 году Габдрахман Зайнуллович Расулев, собрав средства для Красной Армии, отправил их телеграммой Сталину. В ответ, как гласят архивные документы, Сталин выразил благодарность.
Эта поддержка, по словам главного муфтия Уральского региона Рината Раева, сыграла ключевую роль в дальнейшем. После победы в Великой Отечественной войне, в 1946 году, по распоряжению Сталина и указу духовного управления № 1044, мусульманской общине разрешили построить две мечети. Одна из них и стала мечетью «Хутор-Миасский».
Историк отмечает, что разрешение, вероятно, было получено неофициальным путем, по просьбе прихожан. Телеграмма от Сталина стала для общины своего рода «охранной грамотой». Впоследствии центральное управление мусульман официально оформило открытие прихода.
Имам-хатыб мечети Гарифулла Хазрат рассказывает, что мусульмане, компактно проживавшие в этом районе Челябинска, сами выбрали место, выкупили небольшой участок и возвели мечеть, ориентированную на Мекку. Здание выделялось на фоне окружающей застройки. Изначально мечеть была совсем маленькой, всего с двумя окнами, а минарет располагался у входа.
В середине 80-х годов, получив разрешение, прихожане расширили мечеть, перестроив ее. Минарет оказался в центре здания — это след той перестройки.
Гарифулла Хазрат вспоминает рассказы о том, как эта небольшая мечеть обслуживала верующих из трех областей: Челябинской, Курганской и Свердловской. Люди приезжали на пятничный намаз за день до этого, останавливаясь у местных жителей. Улицы вокруг мечети были переполнены, люди приезжали на лошадях, поездах, чтобы совершить молитву. Когда мечеть перестала вмещать всех желающих, было принято решение о ее расширении.
В конце 80-х — начале 90-х годов к мечети добавились здание для омовения и помещение для курсов арабского языка и изучения Корана. Таким образом, небольшая мечеть, построенная благодаря вере и поддержке в тяжелое военное время, стала важным духовным центром для мусульман региона.
Однако путь мечети не был гладким. В советское время, как и многие религиозные учреждения, она столкнулась с трудностями. В 1920-х годах здание использовалось магометанским обществом, а в 1930-м году мечеть была закрыта по постановлению окружного исполкома.
Исторические документы, датированные 1930 годом, подтверждают этот факт. Здание служило складом и использовалось для других нужд, пока к концу 70-х не оказалось заброшенным. Фотографии того времени свидетельствуют о разрушениях: заложенные стены, упавший купол, заколоченные двери. Лишь благодаря усилиям верующих мечеть была восстановлена.
«У мусульман есть выражение: „Любовь к родине — часть твоей веры“. В годы Великой Отечественной войны верующие объединились, мусульмане воевали на фронте, были созданы национальные дивизии, а в тылу собирали пожертвования. Разрешение на строительство мечети стало ответом на патриотический порыв мусульманских прихожан», — отмечает Николай Антипин.
Сегодня мечеть «Хутор-Миасский» — не только место молитвы, но и центр духовного просвещения. По словам имама-наиба Рината Газнабиева, здесь восполняют пробел в знаниях, образовавшийся в советское время, когда прервалась передача традиций от старшего поколения к младшему. Мечеть привлекает людей своей красотой и историей, являясь символом непрерывности веры на протяжении почти 80 лет.
Ринат Раев подчеркивает важность передачи ценностей молодому поколению, особенно в контексте текущих событий, напоминая о священном долге защиты Отечества.