В Верхнем Уфалее, среди уральских гор, раздался колокольный звон, созывая гостей на IX Всероссийский фестиваль «Уфалейский благовест». Этот праздник, наполненный историей и духовностью, стал настоящим самоцветом в культурной жизни региона.

Фестиваль зародился в 2014 году благодаря Татьяне Струве, автору проекта «Уфалейский благовест».

«Идея возникла из желания привнести радостные ноты в жизнь уфалейцев. Вдохновением стали воспоминания старожила Николая Савельева о престольном празднике Храма Преображения Господня. В те времена любой желающий мог подняться на колокольню и звонить в колокола, наполняя поселок малиновым звоном. Храм был разрушен, искусство колокольного звона утрачено. Мы решили возродить эту традицию, чтобы малиновые звоны снова зазвучали над Уралом», — рассказывает Татьяна.

Урал — звонница России. Здесь, на высокогорье, звон колоколов приобретает особую силу и глубину. Один из звонарей фестиваля продемонстрировал реконструкцию традиционного звона, который разносился по бескрайним просторам от Урала до Дальнего Востока.

Алексей Талашкин, руководитель Сибирского центра колокольного искусства, рассказал об уникальных особенностях сибирской звонарной традиции:

«За неимением колоколов звонари использовали самые разные предметы. В 1626 году на Енисее звонили в якорь. В конце XIX века, в селе Кош-Агач на Алтае, плотник имитировал колокольный звон на пиле. С появлением Транссибирской магистрали звонари стали использовать обрезанные рельсы», — говорит Алексей.

Эти удивительные примеры свидетельствуют о неугасимой потребности человека в духовной музыке, которая находила свое выражение даже в самых неожиданных формах.

Среди участников фестиваля был и юный звонарь Илья Тамбасов из села Брусяны. Семилетний Илья, вдохновленный образом Царь-колокола, уже давно занимается этим необычным хобби.

«Мне очень понравился Царь-колокол, и я начал увлекаться колоколами», — скромно делится Илья.

Путь мальчика к колоколам начался с детской любознательности и перерос в настоящее служение.

«Илья увидел колокол в школе и заинтересовался. Потом начал смотреть видео на YouTube, и было ощущение, будто он все это уже знал, как будто вспоминал что-то из прошлой жизни. Папа даже сделал ему импровизированные колокола из труб на даче», — поделилась его мама Анна.

Так, шаг за шагом, мальчик постигал искусство колокольного звона, оттачивая мастерство сначала мысленно, а затем и на настоящих колоколах.

«Колокола — это очень красивый инструмент, очень близкий к Богу», — поясняет сам Илья свою любовь к звонарскому делу.

И его звон действительно творит чудеса.

«Раньше в нашем храме звона не было, и прихожан было мало. А теперь, благодаря Илье, люди стали приходить на службу. Его звон словно зовет их к Богу», — поделился отец Ильи Евгений.

Недавно Илья принял участие в фестивале звонарей, собравшем 31 участника со всей страны.

«Мы рады, что здесь собираются звонари, общаются, делятся опытом. Это ценный ресурс для развития звонарского искусства», — говорит организатор фестиваля.

«Каждый колокол уникален. Даже при одинаковом весе у каждого свой голос, поэтому наборы колоколов всегда звучат по-разному», — объясняет Екатерина Ермилова, старший звонарь из Санкт-Петербурга.

Обучение звонарскому мастерству — это не просто освоение техники, это умение выразить свои мысли и чувства через колокольный звон.

«Это как научиться писать сочинение. Нужно не просто знать буквы, а уметь думать и чувствовать», — сравнивает один из звонарей.

Виталий Савелюк, звонарь из Кыштыма, рассказывает о разнообразии звонов:

«Есть праздничные звоны, будничные, погребальные, водосвятные. Каждый звон имеет свое значение и свою мелодию», — объясняет он.

Но в чем же истинная сила колокольного звона?

«Это тайна, которую русский человек может не понять умом, но обязательно почувствует сердцем. Люди плачут, дети завороженно слушают. Колокольный звон пробуждает в нас что-то очень глубокое и настоящее», — уверенно заявляет звонарь Алексей Талашкин.

Ведущий Ярослав, вдохновленный рассказами звонарей, решается попробовать свои силы. Под руководством Алексея он делает первые неуверенные шаги в этом сложном искусстве.

«Чтобы играть на колоколах, нужны свободные, не зажатые руки, так же, как при игре на барабанах», — наставляет Алексей.

После нескольких попыток, под чутким руководством опытного наставника, у Ярослава получается извлечь из колокола мелодичный звук.

«Уфалейский благовест» — это не просто фестиваль, это живое свидетельство преемственности поколений, возрождение духовных традиций и торжество красоты колокольного звона, который продолжает разноситься над Уральскими горами.