Южный Урал — край, богатый не только природой и историей, но и культурными «самоцветами» — традициями и ремеслами более 150 народов, населяющих регион.

Программа «В поисках самоцветов» изучает это наследие. Ведущие погружаются в атмосферу национальных традиций и народного мастерства.

В этот раз Александр отправился в село Бродокалмак Челябинской области. Это место славится пряниками, глиняной посудой и особенно — знаменитыми валенками. Цель на этот день — раскрыть секреты их изготовления.

Первый пункт назначения — шерстобитный цех. Здесь воздух гудит от работающих станков, а вокруг лежат горы необработанной овечьей шерсти — грубой, спутанной, с вкраплениями сора. Мастер Владимир, хранитель местного валеночного ремесла, объясняет азы:

«Вот она, шерсть, как есть. Мы её получаем, приносим сюда, высыпаем. Грубая, конечно, сорная», — говорит Владимир.

Чтобы превратить этот невзрачный материал в основу для будущих валенок, шерсть пропускают через специальный станок — трепач.

«Комком кидать нельзя. Она проходит через все барабаны», — инструктирует Владимир, ловко расправляя шерсть и подавая ее в машину.

Грохочущий агрегат затягивает шерсть, а внутри происходит настоящее волшебство: система валов не только распушает волокна, но и очищает их от грязи и мусора, который опадает вниз.

Скорость впечатляет: за час через трепач проходит 300-400 килограммов шерсти.

Далее начинается точный расчет: взвешивание подготовленной шерсти для определения будущего размера.

«Кило четыреста. Это, если по таблице, примерно 39-й размер», — подтверждает мастер.

Он с гордостью добавляет, что валяльным промыслом в Бродокалмаке занимались еще в XVIII-XIX веках.

«Мастеров было немало, и технология передавалась из поколения в поколение. Мы ее сохранили и валяем валенки вручную, без швов, по старинке», — поясняет мастер.

«Когда люди носят наши валенки и говорят спасибо, это дает большое вдохновение всему нашему коллективу», — говорит руководитель цеха.

«Сначала одну часть смачиваем горячей водой, накрываем второй половиной „пластика“, выравниваем и подминаем. Лишняя шерсть удаляется, а на заготовку слой за слоем накладывается остальная масса шерсти — все, что лежит на столе, уйдет на один валенок», — делится секретами мастерица Галина.

Следующий этап — уплотнение. Заготовку, пока еще мало похожую на обувь, отправляют в соседний цех, где ее вручную «прокатывают». Тяжелый труд, от которого устают руки, но «работа есть работа».

После прокатки заготовки ждет ночная ванна — сутки в воде. Это не только укрепляет и «усаживает» войлок, вымывая лишнее, но и готовит его к следующему этапу — кипячению. Горячая обработка придает валенку еще большую плотность.

Просушенные заготовки попадают на специальный станок, где им придают нужный размер — ведь ноги у всех разные. На специальном столе расстилается шаблон нужного размера (например, 36-го), и на него слой за слоем аккуратно выкладывается пушистая шерсть.

Процесс напоминает выпекание огромного шерстяного блина — основа будущего валенка готова. Финальный штрих — элегантную форму валенку придают с помощью колодки — «баклажки».

Но современные валенки — это не только тепло и практичность.

«Раньше все обычные спрашивали, а сейчас дизайнерские большая часть», — отмечает Галина.

Спрос на расшитые валенки огромен, особенно зимой, и мастера не успевают его удовлетворять. Украшают обувь с помощью фелтинга — сложной техники «вбивания» цветной шерсти в основу валенка, создавая уникальные узоры.

Удивительно, но эта традиционная русская обувь находит поклонников по всему миру.

«У нас даже есть заказы из Германии, из Польши были. И в Америку отправляли», — рассказывает Юлия, руководитель цеха.

Иностранцы часто везут валенки как сувенир, но есть и прямые заказы — немцы, например, были в восторге от заказанных валенок-чулочков.

Так, древнее ремесло не просто живет, но и процветает, согревая ноги и радуя глаз людей всех возрастов — от годовалых малышей до 90-летних стариков, как в России, так и далеко за ее пределами.