В новом выпуске «Открытых окон» Егор Хвесюк рассказывает об истории челябинского железнодорожного вокзала — свидетеля и участника бурного развития города.
«В 1892 году Самаро-Златоустовская железная дорога дошла до Челябинска, став частью Транссибирской магистрали. Это событие дало мощный толчок экономическому и социальному развитию города», — рассказывает Хвесюк.
Первый вокзал, построенный к открытию движения, был непримечательным деревянным бараком. Вскоре его заменило кирпичное здание типового проекта с залами для пассажиров разных классов, багажным и почтовым отделениями, залом ожидания и рестораном. Однако отзывы о нем были нелестные.
«В путеводителе по Уралу челябинский вокзал называли „притчей во языцех“ из-за тесноты, грязи и неудобств», — отмечает Хвесюк.
После образования Южно-Уральской железной дороги в 1934 году вокзал надстроили, увеличив площадь вдвое.
«Сохранились некоторые старые порядки. О прибытии поездов сообщали звоном колокола, а дежурные объявляли расписание для неграмотных пассажиров. Интересно, что по проекту здание должны были украшать кариатиды — колонны в форме человеческих фигур, но эта идея не была реализована», — делится Хвесюк.
В 1965 году построили новый вокзал — революционный проект для транспортного строительства того времени. Несмотря на большие размеры, он создавал впечатление легкости благодаря сплошному остеклению. Светлое и просторное внутреннее пространство обеспечивали купола на крыше. Вокзал мог вместить шесть тысяч пассажиров одновременно и пропускать до пятидесяти тысяч в сутки.
В 2005 году завершилась реконструкция, сохранившая первоначальные архитектурные элементы, например, витражные окна. Интерьер украсили природные материалы Южного Урала, фонтаны и панно со Златоустовской гравюрой, посвященной истории Транссиба.
«Сегодня вокзал — не просто транспортный узел, но и историко-культурный артефакт», — подчеркивает Хвесюк.
С запуском железной дороги миллионы людей устремились в Сибирь. В Челябинске возник переселенческий пункт.
«Начавшись как палаточный городок, он быстро развился. Здесь были бани, школы, детские сады, больницы и столовые. В столовых можно было купить щи за 2 копейки, а мясные — за 4», — рассказывает Егор Хвесюк.
Переселенческий пункт, ухоженный и красивый, привлекал внимание всей страны. Он стал первым объектом киносъемки на Южном Урале. Американский путешественник Холмс посвятил ему целую главу в своей книге «Переселенки».
«Население Челябинска за годы существования переселенческого пункта утроилось — с 20 до 60 тысяч человек. Сегодня на его месте стоят многоэтажки, но некоторые исторические здания сохранились на улице Переселенческой», — отмечает Хвесюк.
Транссиб превратил Челябинск в важный логистический центр, стимулировав торговлю, в том числе чаем.
«Челябинск занимал второе место после Москвы по объему торговли чаем. Здесь работали четыре чаеразвесочные фабрики», — отметил ведущий.
Это предприятие, основанное в Москве купцом Губкиным, было перенесено в Челябинск его сыном Кузнецовым.
Кузнецов скупил практически целый квартал, но мы остановимся на здании фабрики, сохранившемся до наших дней почти в первозданном виде. На втором этаже располагались производственные помещения, где фасовали и развешивали чай, а на первом — контора. Для работы фабрики Кузнецов построил собственную электростанцию на дизельном двигателе, что было распространенной практикой того времени.
На предприятии работало более двух тысяч человек, в основном подростки, которым платили немного. Ежедневно они обрабатывали не менее двух вагонов чая. Интересно, что на коробках с чаем не было названий сортов, только порядковые номера.
В советское время в здании фабрики разместилось фармацевтическое предприятие, проработавшее там более полувека. Сейчас постройка пустует и разрушается. Здание выставили на торги.