В новом выпуске программы «Открытые окна» Егор Хвесюк исследует уникальный феномен — социалистический город, построенный внутри Челябинска. Как ЧТЗ стал ядром этой «индустриальной утопии»? Какие архитектурные замыслы удалось воплотить, а какие остались лишь на чертежах?
В начале своего пути советская власть осознала несоответствие городской инфраструктуры задачам индустриализации.
«Возникла идея создания специализированных городов вокруг предприятий. Соцгород ЧТЗ — один из них. План был прост: предоставить трудящимся все необходимое для комфортной жизни — жилье, питание, баню, детские учреждения и досуг — в максимальной близости от производства», — рассказывает Хвесюк.
Из пяти запланированных объектов культурного ядра Соцгорода до наших дней дошли лишь два, включая театр ЧТЗ. Он возник практически из ниоткуда и еще до своего открытия начал выполнять культурную функцию.
«Первые строители мешали бетон для фундамента по ночам. Днем нужно было работать на стройке, а чтобы не засыпать ночью, играл духовой оркестр. Культура рождалась одновременно с цехами и театром», — поясняет Надежда Дида, директор музея ЧТЗ.
Здание театра, построенное архитектором Андреем Буровым в стиле конструктивизма, изначально служило первым звуковым кинотеатром Челябинска. Уже в 1931 году здесь состоялся показ фильма «Золотые горы». Театральные функции здание приобрело позднее.
«После войны оно перестало вписываться в культурный контекст. Страна, которая победила фашизма — это страна сталинского ампира. В 1949 году театр реконструировали. На фотографии мы видим уже классическое здание с лоджией, четырехколонным коринфским портиком, пилястрами», — рассказал историк Николай Антипин, заместитель директора государственного архива Челябинской области.
Вместе с внешним обликом преобразился и интерьер театра. Зрительный зал украсило большое потолочное полотно с Прометеем, держащим в одной руке огонь, а в другой — молот. Образ космонавта, стремящегося превзойти богов, органично вписался в композицию.
«Все росписи на стенах — работа реставратора Вячеслава Сорокина. А потолок расписал Константин Фокин. Наш театр — настоящая шкатулка с драгоценностями, главная из которых — люди», — считает Надежда Дида.
Театр ЧТЗ — кладезь интересных историй. Здесь, например, после выступления Любови Орловой рабочий подарил ей поршневое кольцо с надписью «Нам песня строить и жить помогает».
«Если театр — площадка для демонстрации готового продукта, то Дворец культуры ЧТЗ — это фабрика его создания», — отмечает Хвесюк.
Дворец культуры Челябинского тракторного завода, также входивший в первоначальный план Соцгорода, был успешно построен. Это яркий пример конструктивизма, где функция возведена в абсолют.
«Здание строилось методом комсомольских строек. По выходным проходили субботники. Люди, строившие завод, в свободное время возводили Дворец, поэтому строительство растянулось с 1929 по 1933 год», — рассказывает директор ДК ЧТЗ Ирина Карпова.
Изначально здание делилось на две зоны: культуры (библиотека, читальный зал) и науки (лаборатория, лекторий). Принцип бескоридорности воплощался в просторном квадратном холле, куда сходились все кабинеты. Дворец сохранил свой первозданный вид, хотя и претерпел некоторые изменения. Например, в 80-х годах появились фрески, отражающие симбиоз рабочей и культурной жизни.
«На первом этаже сюжеты посвящены промышленности, на втором — искусству. Лица персонажей — это лица реальных людей, работавших или занимавшихся здесь», — поясняет Карпова.
Росписи выполнены челябинским художником Юрием Шубиным к 50-летию ЧТЗ.
В отличие от многих других, ДК ЧТЗ сохранил тесную связь с заводом. Недавний проект, где художники изобразили жизнь предприятия, — яркое тому подтверждение. Изостудии и другие кружки работают здесь со дня основания.
«В Дворце действует 31 коллектив, 16 из которых — коллективы ДК, а 8 носят звание образцовых и народных. Мы работаем прежде всего для ЧТЗ, и наша главная задача — сохранение коллективов», — отметила Ирина Карпова.
ДК ЧТЗ — не просто здание, а исторический феномен, сохранивший свою первоначальную идею на протяжении века. Десятки кружков, сотни мероприятий ежегодно поддерживают дух тружеников.
Соцгород задумывался и о воспитании молодого поколения. Ясли, школы, училища — все было направлено на высвобождение времени родителей, особенно матерей, для работы на производстве. Одним из звеньев этой системы стало фабрично-заводское училище (ФЗУ).
«Особенность ФЗУ — наличие мастерских со станками. Ученики обучались на станках, а в остальное время на них работали рабочие. Это интересный пример прагматичного подхода к обучению», — отмечает городской историк Илья Пронченко.
Здание фабрично-заводского училища — уникальный памятник конструктивизма в Соцгороде. Железобетонный каркас позволил воплотить смелые архитектурные решения, например, огромные стеклянные стены.
«Архитектура начала 30-х годов сложна и функциональна. Каждая функция — мастерская, спортзал — выносилась в отдельный объем. П-образный корпус с учебными классами, лестницами, общежитием, библиотекой и актовым залом создает сложную, но продуманную структуру», — поясняет историк Илья Пронченко.
Хотя проект «Соцгорода» остался утопией, сохранившиеся фрагменты, подобные этому зданию, — настоящее сокровище для тех, кто хочет понять мечты и чаяния строителей молодой страны Советов.