Начальник ГУФСИН региона Владимир Жидков приговорен Челябинским областным судом к пяти годам лишения свободы условно. Реальный срок наказания не назначен генерал-лейтенанту внутренней службы из-за состояния его здоровья. Суд учел, что у Жидкова неизлечимая болезнь, и ему необходимо регулярно проходить курсы химиотерапии.



Всем 18 фигурантам дела об избиении заключенных в копейской колонии №1 вынесен обвинительный приговор. Восемь теперь уже бывших сотрудников исправительного учреждения получили реальное лишение свободы. Это надзиратели, которые непосредственно участвовали в избиении осужденных, погибших в результате их противоправных действий. Городов, Симаков, Зырянов, Кондратюк, Токарев и Голоднов получили по десять лет колонии строгого режима, Мальшаков - девять. Самый большой срок заключения был назначен судом обвиняемому Пахруле Антуеву - 12 лет лишения свободы.



Остальные сотрудники копейской колонии №1, в том числе ее бывший начальник Вадим Валеев, были признаны виновными в злоупотреблении должностными полномочиями. Но при вынесении им приговора суд ограничился условным наказанием.

Несколько руководителей ГУФСИН, которые, узнав о ЧП в копейской колонии, организовали заведомо ложный донос, были приговорены к лишению свободы условно. По словам старшего помощника руководителя следственного управления СК РФ по Челябинской области Владимира Шишкова, органами следствия было установлено, что они сознательно пошли на должностные преступления.



"Люди, участвовавшие в избиении осужденных, попытались инсценировать бунт в колонии, в чем оказывали содействие как руководителей колонии, так и регионального управления ГУФСИН", - сообщил "Первому областному" старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Челябинской области Владимир Шишков.

Кроме того, 17 осужденным по громкому делу судом было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности оперативных работников и руководителей подразделений в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний сроком на два года. Приговором суда прокуратура Челябинской области осталась довольна.



"Факт того, что руководство колонии и областного ГУФСИН приняли меры для сокрытия того безобразия, которое случилось в колонии, был судом установлен. И это очень важно", - уверена старший помощник прокурора Челябинской области Оксана Моржеухина.

Исключение областной суд сделал только для Владимира Жидкова. Осужденного генерала не стали лишать звания, государственных наград и права занимать руководящие должности. Теоретически он даже может снова возглавить региональное ведомство. Однако в адрес генерального прокурора России Юрия Чайки и директора Федеральной службы исполнений наказаний Александра Реймера областным судом вынесены два частных определения.

Одно из них - прецедентное. Согласно определению, методы перевоспитания заключенных в южноуральских колониях в тот момент, когда Владимир Жидков возглавлял ГУФСИН по Челябинской области, являются преступлением против достоинства личности и проявлением чрезмерной жестокости. Что в правовом государстве недопустимо.

"Осужденным на голову надевали урны и били по ним резиновыми палками. Заставляли целовать резиновые палки, которыми их же и избивали. Суд приходит к выводу, что действия сотрудников были направлены на то, чтобы добиться не только подчинения, но и уничтожить человеческое достоинство", - зачитывает судья определение.



Напомним, в мае 2008 года 14 сотрудников исправительной колонии №1 Копейска избили 12 осужденных. В результате заключенные получили телесные повреждения различной степени тяжести, от которых четверо осужденных скончались в тюремном лазарете. Этот факт пытались скрыть и сотрудники колонии, и руководство регионального ведомства ФСИН.

Решение Челябинского областного суда все стороны вправе обжаловать в установленном законом порядке.