Каждые полчаса в России пропадает один ребенок. В Челябинской области только за три месяца этого года в полицию подано 278 заявлений о пропаже несовершеннолетних. Это, вы только вдумайтесь, 70 процентов от общего числа заявлений. 157 из этих пропавших детей удалось найти по горячим следам.

Кто в числе бегунков?

В основном, дети бегут из детских домов, домов-интернатов. В "черном" списке - Магнитогорск и Металлургический район Челябинска. В этих территориях больше всего детей-потеряшек.

Кроме того, уходят чаще всего одни и те же. Таких бегунков руководители домов-интернатов уже знают в лицо. Дети бродят по улицам и занимаются попрошайничеством.

  В 2010 году в бега подались две девушки 16 и 14 лет, а также 17-летний юноша из детского дома в Коркино. Причем, в полицию руководство детдома обратилось только через два дня спустя их пропажи. Правоохранительные органы сразу же организовали поиски. Двух воспитанниц обнаружили сотрудники детского дома. Молодого человека нашли чуть позже.  

Выяснилось, что это не первые побеги из данного детского дома: дети здесь убегают регулярно.  

"Нет должного контроля со стороны педагогов. Не изучаются причины их ухода. Не организован досуг для подростков. Дети предоставлены сами себе",- рассказывает оперуполномченный отдела организации розыска Уголовного розыска УМВД по Челябинской области Алена Летягина.

Бегут из родных домов

Многие уверены, что такое происходит только в неблагополучных или неполных семьях. На самом деле это не так. Очень часто дети убегают именно из хороших и успешных семей.

Очень часто из дома уходят дети-романтики. Насмотревшись многочисленных сериалов, они начинают подражать их героям. Или же ребенок может уйти из дома за компанию со сверстником.  

Но, по мнению психологов, одна из наиболее частых причин ухода ребенка из дома – это агрессия со стороны одного из членов семьи. Особенно часто дети уходят из дома, где они находятся во власти тирана-отчима.

Впрочем, тираном может стать любой член семьи. Вспомните недавнюю историю девочки из Новосинеглазово. У нее умерла мать, отец был лишен родительских прав. Воспитывала девочку тетя. Школьница пропала в понедельник 2 апреля: она не вернулась домой после уроков. Во вторник опекунша сообщила об исчезновении племянницы в правоохранительные органы. Девочку нашли только к вечеру. Как оказалось, она спряталась в подъезде одной из "многоэтажек" поселка и боялась идти домой, так как потеряла сменную обувь.

После разговора со следователем школьница отказалась возвращаться к своей тете, которая была ее опекуном. Свое нежелание объясняла тем, что женщина, якобы, применяла к ней силу. Сейчас девочка находится в одном из реабилитационных центров Челябинска. Она пробудет там до принятия решения о ее дальнейшей судьбе. Инициировано дело об отмене опеки.

Жестокое обращение с ребенком, к сожалению, стало нормой для многих. Но порой дети уходят из дома из-за безразличия родителей к их проблемам, да и вообще, жизни в целом. Каждый в доме занят своими делами, никому нет дела до ребенка.

Специалисты советуют родителям почаще заходить на страничку детей в социальных сетях. Там можно узнать - с кем их чадо общается, о чем думает.

Что делать, если ребенок пропал?

При обнаружении пропажи ребенка родители первым делом должны обратиться в полицию, чтобы подключить все силы к поиску малыша.

Уполномоченный по правам ребенка на Южном Урале Маргарита Павлова рассказывает, что очень часто приходится сталкиваться с бюрократическими проволочками. Зарегистрировать заявление о пропаже человека в правоохранительных органах непросто. Если бы это делалось сразу, то эффективность поиска выросла в разы. Однако, представитель полиции парирует - пресловутые три дня, после которых, якобы, стражи порядка принимают заявление о пропаже - выдумка.

"Я не знаю, откуда появилось это понятие - трое суток. Точно знаю, что даже если вы через час обратитесь, то органы полиции обязаны принять заявление",- сказала Алена Летягина.

К поискам пропавших детей присоединятся волонтеры

Южный Урал стал первым регионом в УрФО, в котором появилась общественная организация по поиску пропавших детей "Легион-СПАС". Как рассказала координатор проекта Ольга Задворных, волонтерское движение образовалось в 2009 году в Москве, а в Челябинске появилось в феврале прошлого года. Общественники, а среди них детский врач, журналист, предприниматели, намерены привлекать волонтеров и создавать филиалы по всей области. Кроме того, они планируют пройти курсы спасателей, чтобы была возможность искать пропавших детей в городах горнозаводской зоны, лесах и горах.

Общественники намерены создать систему молниеносного оповещения при пропаже ребенка.

Кстати, на счету волонтеров уже есть опыт поиска подростка.

Так, ушел из дома и пропал Максим Мельницин. Он был прописан в Копейске, а последний раз его видели в Коркино. На передачу дел из одного города в другой ушло почти две недели, все это время правоохранительные органы бездействовали. Волонтеры подключили к поиску всех его друзей и знакомых, разместили информацию в социальных сетях и подросток был найден. Но, к сожалению, уже мертвым. Драгоценное время было упущено. 

Созданная поисковая структура призывает вступать в ее ряды и помогать в поиске пропавших детей.

Стать волонтером "Легион-СПАС" можно, позвонив по телефону "горячей линии" - 8(351)729-82-90. Также можно зайти на страничку группы в социальной сети Вконтакте