Уже более десяти лет в России проводится единый государственный экзамен. Эксперимент начался еще в 2001 году, а споры о том, насколько хорош этот способ анализа знаний, продолжаются до сих пор.

Недавно премьер-министр России Владимир Путин высказал мнение относительно ЕГЭ. Он отметил, что не является абсолютным фанатом этой системы, однако у нее есть как плюсы, так и минусы.

"У советской системы образования было очень много плюсов, она носила фундаментальный характер, но все в мире развивается, и наша советская система, хорошая для своего времени, немножко начала давать сбои, сбоить начала, пытаясь ответить на вызовы современности. Поэтому, может быть, следовало идти по пути усовершенствования нашей старой модели. Это возможно, но это просто не место для дискуссий сейчас на эту тему", - пояснил премьер.

По данным исследования социологов «Левада Центра», которые проводились в разгар экзаменационного сезона (конец мая 2011 года), противников ЕГЭ в России практически половина (41%). Сторонников госэкзамена около трети россиян - 36%.

Опрос ВЦИОМ, проведенный в августе, говорит о том, что все большее количество опрошенных убеждены в том, что подтасовки и подкупы для единого экзамена - общая практика, нежели единичные случаи. Нововведения чаще всего воспринимаются неоднозначно. А почти четверть респондентов (24%) выступают за отмену единого госэкзамена.

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов считает, что одним из основных минусов единой системы оценки знаний является возможность оценить «обученность» выпускников школ, но не их образованность. Второй минус заключается в том, что ЕГЭ - довольно дорогое удовольствие.

Среди плюсов госэкзамена министр назвал возможность провести гораздо более объективную оценку знаний учеников. К тому же он позволяет статистически определять рейтинг также и самих школ. Ведь ни для кого не секрет, что при старой системе учителя натягивали оценки своим воспитанникам, чтобы повысить престиж учебного заведения.

В конце концов, единый экзамен позволяет сократить психологические и физические затраты абитуриента.



«Я сдавал 11 экзаменов в течение полутора месяцев. Сейчас достаточно для выпуска из школы сдать два обязательных экзамена, чтобы поступить в ВУЗ - еще три-четыре. Я думаю, без сомнения, это серьезный плюс»
, - уверен Александр Кузнецов.

В самих вузах с введением единого госэкзамена тоже ощутили изменения. По мнению декана исторического факультета ЮУрГУ Натальи Парфентьевой облегчилась работа приемных комиссий. Вся информация четко систематизирована, каждый видит свой рейтинг, нет проволочек из-за апелляций. К тому же, детям из маленьких городов и сел, стало проще поступить и получать высшее образование.

Другое дело, если специальность, на которую собирается поступать абитуриент, творческая, а набор на нее идет только по баллам.



«Не встречаясь лицом к лицу со студентом, вы не можете определить меру его таланта, речь, правильность и логику этой речи, выявить истинные причины поступления на ту или иную специальность. Мы уже года три как ввели коллоквиумы. Например, студент поступает на искусствоведение, и после сдачи документов ЕГЭ он приходит на собеседование. Там он проходит тестирование, а во время беседы раскрывается его творческий потенциал»
, - прокомментировала Наталья Парфентьева .

Многие родители нынешних выпускников выступают на старую систему образования. По их мнению, она хороша тем, что была отточенной и устоявшейся. Кроме того, якобы старая система образования способна дать глубокие фундаментальные знания, необходимые для того, чтобы стать хорошим специалистом.



«Старая система не жизнеспособна. Она архаична, необъективна. Возврата к старой системе не должно быть однозначно. Потому что мы получим очень субъективные результаты на выходе из учебного заведения. Это будет ситуация, когда «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку». Зачем нам это все нужно? Единый госэкзамен должен быть однозначно, и однозначно, должен совершенствоваться. В этом году были внесены поправки в контрольно-измерительные материалы по истории, другим гуманитарным дисциплинам. Методисты и учителя о них отозвались положительно»
, - подытожил Александр Кузнецов.

Внимание представителей высшей власти к теме ЕГЭ, скорее всего, приведет к дальнейшим изменениям в сфере образования. Положительная трансформация экзамена позволит улучшить современную российскую систему образования.