Челябинка Анна Иванова — профессиональный художник. Уже более 10 лет она увлекается лампворком — художественной обработкой стекла. С помощью стеклянных палочек, горелки и специальных инструментов женщина создает причудливые украшения: бусины, серьги, броши. Ко Дню стеклодува, который отмечают 19  ноября, корреспонденты ИА «Первое областное» посетили ее необычную мастерскую.


Лампворк происходит от английских слов lamp — лампа, горелка и work — работа. Это художественная обработка стекла в пламени горелки. В пламя воздушно-пропановой, кислородной, водородной или плазменной горелки вносится цветной прут стекла, стекло сплавляется в бусину или изделие, поверх можно добавить стекла разных цветов. Температура, необходимая для работы со стеклом, составляет от 800 до 1200 градусов.

«Название пошло из древности, когда стеклодув раздувал пламя огня для того, чтобы оно стало более горячим, специальной трубочкой. Мы думаем, что стеклодув — человек, который дует в стекло, но нет, это именно раздувание огня», — рассказала художница Анна Иванова.

В мастерской, которая находится во дворе частного дома, множество оборудования: горелка, вытяжка, лампы, очки со специальными стеклами, муфельная печь. На полках и стеллажах — сотни стеклянных трубочек всевозможных цветов и оттенков.


Анна призналась, что заняться лампворком ее подвигло любопытство: захотелось узнать, как возможно плавить стекло. Сейчас женщина и сама обучает учеников.

«Работу со стеклом можно разделить на две группы: горячая и холодная. Если в витражах кусочки стекла спаиваются, то лампворк — это обработка стекла прямо в руках. Ты начинаешь с нуля, потом еще в печку убираешь, потом снова результат можно изменить», — пояснила Анна.


По словам мастера, стекло для изделий она сама не варит. Сырье приобретается за границей в формате палочек.

«Его варят на фабриках. Я закупаю стекло венецианское, то, которое сварено на острове Мурано в Венеции. Пока у меня есть хороший запас этого стекла. Есть заводы в Чехии, Германии, Японии, США. Мне нравится венецианское в соотношении цена — качество. Китайское есть очень качественное. Они варят цвета, которые никто не делает. Есть стекло с содержанием металлов. Розовое, например, с высоким содержанием золота. Есть еще с высоким содержанием серебра. Они дают непредсказуемые цветовые реакции. Это зависит от состава пламени и температуры. На миллиметр дальше или ближе держишь — и все меняется», — поделилась стеклодув.


Анна специализируется на украшениях.

«Работа с моим стеклом и моим видом горелки предполагает изделие размером не более 5 см. Оно должно постоянно находиться в коридоре пламени, в определенной температуре, непрерывно. Нельзя отвлечься даже на телефонный звонок. Поэтому я делаю бусины, какие-то мелкие скульптурки, но как правило — украшения», — говорит Анна Иванова.

Одну бусину можно создавать от нескольких минут до нескольких часов. За работой мастерица может провести весь день, часто забывая о еде и других делах. Заказов поступает много, причем не только от россиян. Но сейчас покупателей стало несколько меньше.

«Еще год назад заказы были по всему миру. Около 50% составляли иностранные заказчики. Даже заполняла карту. Раньше очень много было международных. Сейчас в основном российские остались. Мне даже пришлось нанять ассистентку, потому что в день приходилось отправлять 10—20 посылок. Сейчас количество заказов снизилось», — призналась Анна.


В группе, посвященной творчеству Анны Ивановой, очень много работ в водно-морской тематике: рыбы, лягушки, преобладает сине-зеленая гамма.

«Когда я начинала, считала несерьезным делать фигурки с глазками. Я училась, пробовала повторить какие-то работы. Пыталась сделать лягушку, у меня получился паук. Я разозлилась и стала делать лягушку снова и снова. Показывала подписчикам, а им понравилось. Они стали покупать и просить сделать новых. Не знаю, сколько сотен я сделала. Допустим, один японец требовал постоянно лягушек, писал — сделай мне еще 20. Когда люди тебя безостановочно спрашивают, когда будут новые лягушки, тебе приходится их делать. Иногда приходится в какие-то рамки залазить», — поделилась Анна Иванова.


От индивидуальных заказов челябинка стала отказываться — хочется оставить себе пространство для творчества.

«Скорее вдохновляюсь от материала. Берешь в руки стекло, начинаешь его плавить — иногда что-то видишь, появляются какие-то образы, идеи. Я вдохновляюсь природой, люблю море. Настроение большую роль играет в творческой работе. Бывают дни, когда я точно знаю: цветочки я сегодня делать не буду», — считает собеседница сайта.