Современные дети совсем не хотят читать. На смену смелым принцам, хитрым сапожникам и злобным драконам пришли Бакуганы и Спанч Боб из знаменитых мультиков. Педагоги и психологи бьют тревогу, а родители лишь разводят руками. Ведь уговорить ребенка оторваться от телевизора или компьютера и почитать книжку практически невозможно.

Причин для повального отказа от чтения достаточно много. В первую очередь важно отметить, что нынешние дети - это поколение визуалов. Они предпочитают воспринимать информацию картинками, а не текстом. Этим активно пользуются медиакорпорации: они предоставляют обществу огромное количество ярких мультфильмов и увлекательных игр. Какой родитель откажет своему чаду в покупке игровой приставки и DVD-плеера? Получая в свое распоряжение новомодную технику, ребенок теряет стимул для чтения. Нет никакого смысла воображать книжных героев, когда их можно увидеть собственными глазами на экране.

«Мне скучно читать. В книжке все происходит медленно, а по телевизору можно мультик посмотреть или в Xbox поиграть», - сказал 8-летний школьник Саша.

Если говорить об интересных персонажах, книжное дело несколько отстает от общих тенденций. Современному ребенку в эпоху глобализации и общей доступности информации уже неинтересно читать русские народные сказки или знаменитые произведения Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перро и братьев Гримм. Маленькому читателю не нужны герои с абстрактными проблемами. Он хочет читать нечто современное, причем обязательно с элементами «экшна».

Еще одной причиной для снижения читательского интереса является высокая стоимость книг, особенно детских. Плохо изданную книжку ребенок читать не захочет, ему хочется видеть яркие картинки и красивый шрифт. Для издателей такие книги влетают в копеечку. Вот и публикуют их в сравнительно небольшом количестве, устанавливая высокие цены.

Издательства и рады бы были снизить стоимость книг, но сами читатели не дают им такую возможность. Дело в том, что со стороны читателей не наблюдается высокий покупательский спрос. Люди не хотят тратить деньги на книги, так как семейный бюджет уходит в другое русло. В этом и кроется третья причина отсутствия детского интереса к чтению.

«Зашла в книжный магазин и испугалась. Детские книжки стоят по 800 рублей и дороже! Я не могу позволить себе такую роскошь, пусть читает в школе», - такую точку зрения озвучила постоянная читательница «Первого областного» Ольга.

Казалось бы, какая разница? Не читает ребенок, и ладно, думают родители. Психологи с этой точкой зрения не согласны. Они объясняют, что при чтении у ребенка развивается образное мышление и расширяется кругозор. Кроме того, хорошая книга доставляет эстетическое наслаждение, что положительно сказывается на развитии мозга. Еще один важный аспект - посредством чтения ребенок учится разграничивать добро и зло, изучает понятие чести и формирует поведенческие стереотипы.

«Книга - это замечательная возможность развивать воображение, развивать позицию героя в жизни. Раньше через сказки передавали знания о жизни, о ценностях, об этике и культуре. Этот прием передачи знаний был весьма весомый в обществе», - рассказала психолог Огнеслава Халюк.

Таким образом, с помощью книги ребенок может найти ответы на тысячи вопросов. Вот только откуда возьмется интерес, если нет привычки читать? Только подумайте, какую картину наблюдает среднестатистический ребенок вечером. Папа играет с новомодным планшетом или ноутбуком, мама уткнулась в экран телевизора. У старшего брата или сестры есть игровая приставка. В итоге у малыша не формируется представление о необходимости чтения, потому что нет семейной традиции.

Выход из этой ситуации очевиден. Родителям стоит попрощаться с техническими новинками и больше времени уделять ребенку. Хороший способ скоротать вечер - совместное чтение сказок. Психологи предлагают одну уловку: не стоит читать сказку целиком. Лучше остановиться на каком-нибудь захватывающем моменте и продолжить чтение на следующий вечер. Это создает своеобразную интригу для ребенка. Сначала он будет с нетерпением ждать продолжения «сеанса чтения», а потом сам потянется к книжке, чтобы самостоятельно узнать, чем все закончилось.

Какие-то свои хитрости есть у многих родителей, которые привили своему чаду любовь к чтению.

«В детской комнате все игрушки спрятаны в шкафы, а игровую приставку постоянно убираем в коробку. Когда сыну на глаза не попадаются игрушки, он тянется к открытой полке, где стоят книжки с яркими обложками. Благо читать его научили еще в 5 лет, так что он самостоятельно знакомится со сказками. А в зале на открытых полках стоят «взрослые» книги. Когда сын спрашивает, можно ли взять какой-нибудь роман, я отвечаю, что через несколько лет, когда он повзрослеет, сможет прочитать», - рассказала мать двух детей Анна.

Такой прием может хорошо сработать лишь в том случае, если родители отнесутся к выбору книг со старанием и ответственностью. На полках должны стоять не комиксы, а увлекательные и поучительные издания. Например, повесть Бодо Шефера «Мани, или Азбука денег» не только интересна для совместного чтения, но и учит детей и взрослых аккуратному отношению к деньгам. По сюжету Мани - это говорящая собака. Она учит 12-летнюю девочку обращению с деньгами. И Кира не только сама узнает, как следует обходиться с деньгами, но и помогает своим родителям избавиться от финансовых трудностей. Еще один пример - серия «Гарри Поттер». Здесь родителям важно учесть, что книги «взрослеют» вместе с читателем, поэтому ребенка стоит ограничивать в знакомстве с молодым волшебником из Хогвартса.

Самое главное правило для родителей - детское чтение должно быть добровольным. Если ребенка заставлять читать определенное количество страниц в день, у него сформируется негативное отношение к литературе из-за ощущения насилия.

Бывают такие ситуации, когда у родителей просто опускаются руки. Уже все перепробовали, а ребенок упорно отказывается читать. Но даже в таких сложных условиях есть выход. В Челябинске в настоящее время оформляется Общество сказкотерапевтов. Необычную науку познают многие детские психологи. Они проходят обучение в Институте сказкотерапии, который находится в Санкт-Петербурге. Получив своеобразное повышение квалификации, психолог знает, как заинтересовать ребенка.

«Мы берем тех героев, которыми сейчас ребенок «болен» или захвачен, которые для него актуальны. И с их помощью ребенку предлагаем заговорить самому, написать какой-то рассказ, например, про бакугана, который попал в ситуацию страха. Получается, что мы не исключаем из мировоззрения ребенка героев, которыми он захвачен. Но используется сам механизм сказки, где есть добро и зло, встреча с препятствиями, волшебные помощники. Детям предлагается окунуться в сказочное пространство и, по сути, самому написать сказку. И ничего страшного, что нет привычных для нас, взрослых, персонажей. Главное - создать интригу вокруг книг, рассказать, зачем они нужны», - пояснила Огнеслава Халюк.

В скором времени южноуральские сказкотерапевты откроют свою страничку в социальной сети «Вконтакте». Сейчас узнать подробнее о необычной терапии и записаться на прием можно по телефону 8-919-32-45-689.