Фонд краеведческого музея Чебаркуля пополнился уникальным экспонатом. Теперь даже самые молодые южноуральцы смогут полюбоваться на старинный русский сарафан. Он изготовлен из грубой ткани под названием пестрядь: так одевались более 100 лет назад. Каждая деталь выполнена вручную, что, несомненно, говорит о высоком качестве одежды.

"Только низ сарафана обработан тканью, созданной на ткацком ручном станке. Есть окантовка, которую можно менять, если она загрязнится или исшаркается. Ее заменить - и сарафан будет как новый. Я думаю, он мог бы послужить своей хозяйке многие годы", - рассказала хранитель фонда городского краеведческого музея Любовь Мотовилова.

Историки утверждают, что хозяйки на Руси были очень практичными. Они выдумывали множество способов, как продлить жизнь одежде. Например, под рукав рубахи или платья вшивался лоскут ткани. Когда он вынашивался, его меняли на другой.

Такие сарафаны, как представленный в Чебаркуле экспонат, крестьянки носили поверх рубашки. Модницы на Руси знали, как украсить простую на вид одежду.

"Всякая одежда (и сарафан - тоже) всегда подвязывалась поясом, его еще называли опояском. Их создавали на маленьких ткацких станочках. Ткали обычно молодые девушки", - рассказала Любовь Мотовилова.

Большое внимание при создании одежды крестьяне уделяли символике. Каждый орнамент содержит в себе глубокий смысл.

"Здесь можно выделить ромбики - символ плодородия: земли, скота. Они символизировали плодородие и большую семью, ведь если большая семья, будет и достаток", - отметила Любовь Мотовилова.

Чтобы сшить сарафан и поясок, рукодельницам требовалось немало времени. Лен сначала нужно вырастить, переработать, и только потом ткать. Кстати, нити для тканей крестьянки предпочитали красить в яркие цвета.

"В травах в прежние времена разбирались все. Часть знаний передавали из поколения в поколение для того, чтобы знать, какая трава какому цвету соответствует, как тот же самый тканый материал, например, пестрядь сделать", - рассказала директор краеведческого музея Татьяна Запевалова.

Удивительно, но имя дарителя сотрудникам музея неизвестно. Сейчас хранители фонда пытаются найти этого человека, чтобы поблагодарить его за особый вклад в культуру Чебаркуля.