Переходите улицу Кирова от филармонии к Историческому музею, минуете сам музей, спускаетесь к реке — и вот, отсюда начинайте гулять.

Это именно тот участок набережной реки Миасс — от улицы Кирова до улицы Красной, который, первый и пока последний в городе, отремонтирован, реконструирован, оснащен фонарями и как бы готов. Вот вам плитка под ногами, вот вам гранитный парапет и даже скамейки. Ну и, собственно, всё.


Идите красиво вдоль гранитного парапета. Постарайтесь не запинаться, плитка уложена так, художественно.

Отмечайте, как прихотливо разломаны плиты на парапете. Какие образовались затейливые новые узоры и трещины. Как старательно пытались их замазать чем-то, подходящим по цвету и похожим на эпоксидную смолу.




Можно романтично опереться на парапет и усладить взор видом на реку и на симпатичный противоположный берег. Иначе усладить взор все равно не получится. 

Если вы присядете на скамейку (как выразился глава Центрального района Виктор Ереклинцев, «в стиле лофт»), то можете понаблюдать за крышами домов и верхушкой купола цирка. Ну такое... В конце концов, небо над головой, тоже ничего.

Фото сообщества «Челябинский урбанист»

Когда летом 2020 года в Челябинске побывал блогер Илья Варламов, он предпринял прогулку по городу с губернатором и дал десять советов, как бы нам тут очеловечить городскую среду. Он прокомментировал и набережную:

«Нужно возвращать природу в город. У людей должен быть доступ к воде. Сейчас в Челябинске набережные закатаны в гранит, город подчинил себе природу. Доступ к воде загорожен высокими и широкими бортами. Чтобы посмотреть, что там внизу, мне надо свеситься через край. Люди должны любоваться водой вблизи, а не смотреть на нее с высоты».

Ну не разбирать же, в самом деле, гранитный парапет. Строили-то на века, это заметно.


Зато можно рассмотреть загадочные металлические фигуры во дворе Исторического музея — это парк современной скульптуры. Ближе подойти не получится — входа нет, забор, извините, не для нас.

Кому могло прийти в голову зашить набережную в высокий гранит? Зачем, если во всех городах мира и самых прогрессивных городах России там, где есть река — к ней есть спуск, а если не спуск, то хотя бы открывается красивая умиротворяющая картинка: вода, уточки, всё течет, и это пройдет, и так далее.

Но нет. Идите вдоль заборов. Из веселого тут еще вот такие маловразумительные пластиковые звезды на газоне. Если бы они были сверху деревянными, то гипотетически, летом, можно было бы присесть. Увы.


Красиво уложенные круглые камни могли бы, наверное, как-то разнообразить среду, если бы встраивались в общую картину, но пока они как будто случайно тут упали из космоса.


«Набережная не стала пространством. Это тротуар сквозь склад малых форм разных стилей. Логики нет, концепция не прослеживается. А забор вдоль музея напротив гранитной стены и вовсе создаёт атмосферу тюремного коридора,»
— комментирует челябинский урбанист Лев Владов.

Имеются еще кольца, видимо, качельки. Не рискнули как-то покачаться. Тут обстановка, надо признать, пока мало располагает к релаксу. Хотя уже солнечно, гулятельно, но отсюда хочется побыстрее уйти подальше — это просто дорожка между заборами и вдоль.

Мы поинтересовались, какова была концепция устройства этого пространства? Оказалось, никакой концепции и не было. История развивалась по стандартному дорожно-хозяйственному сценарию. Сначала, в 2019 году, подрядчик, нанятый комитетом дорожного хозяйства администрации Челябинска, осуществил работы: подпорная стенка из гранита, покрытие дорожки и освещение.

Что занятно, сообщество «Челябинский урбанист» обратило внимание надзорных органов, что работы сначала были выполнены, а потом разыграны на тендере. По просьбе Челябинского УФАС в сентябре 2020 года неравнодушные граждане направили в ведомство требуемые фотографии.  


Мы созвонились с пресс-службой регионального УФАС.

«В настоящий момент мы рассматриваем дело о нарушениях антимонопольного законодательства по данному объекту. Дело находится на рассмотрении, решения пока не вынесено», — сообщила Первому областному информагентству Наталья Мартынюк.

Заседание комиссии Челябинского УФАС по этому делу назначено на 16 апреля. 

На следующий год после этих странных ремонтно-дорожных работ, в 2020-м, администрации Центрального района Челябинска было велено оборудовать территорию лавочками с вазонами установленного лофт-образца.

«Общей концепции действительно нет. Мы установили лавочки, как в лаунж-зоне на перекрестке Ленина — Володарского, высадили елки. Но... Как вам сказать. Мы как будто догоняли то, что было сделано. Проекта не было изначально. Я полагаю, в этом году что-то будет происходить на территории Сада камней, должен быть утвержден проект с привлечением грамотных специалистов, архитекторов, дизайнеров», — прокомментировал историю глава Центрального района Виктор Ереклинцев.

На территории Сада камней пока тоже уныло. Вот останки бывшего советского фонтана. Можно сфотографировать как символ разрушенной до основания страны и принять за декаданс, но и это не особо вдохновляет.


Мэрия в ответ на наш (и возможно, не только наш) запрос о судьбе гранитного парапета опубликовала в телеграм-канале комментарий следующего содержания:

«По повреждению на набережной реки Миасс за Краеведческим музеем сообщаем, что данное повреждение было получено в результате зимней уборки с привлечением спецтехники. По факту происшествия сразу был составлен акт, в настоящий момент данная плита не представляет угрозы. При наступлении устойчивых положительных температур воздуха повреждение будет устранено».

Но если бы дело было только в угрозе.


Дело просто в какой-то хронической бестолковости городского благоустройства. Горожане не в состоянии оценить всю мощь заботы властей по созданию комфортной городской среды, а конкретно — по реанимации набережной, как главной прогулочной и притягательной территории. Пока все усилия мэрии по созданию приятных общественных пространств напоминают стандартные (или нестандартные) ремонтно-строительные работы: гранит поломался, мы починим. 

Будете сидеть и любоваться на отремонтированный гранитный парапет. И на синее небо над головой.