На защиту Родины в годы Великой Отечественной войны встали не только взрослые, но и дети. Одни стремились попасть на фронт, а другие ковали победу в тылу. О вкладе юных и маленьких южноуральцев в общее дело ИА «Первое областное» рассказал кандидат исторических наук, доцент ЮУрГГПУ член Российского военно-исторического общества Игорь Новиков.

«Великая Отечественная война стала испытанием для всех советских людей. Многие школьники и даже дошкольники пытались убежать на фронт, чтобы внести свой вклад в Победу. Дети приписывали себе возраст, прятались в эшелонах, идущих на фронт, чтобы успеть оказаться в Берлине летом 1941 года. Тогда никто и не предполагал, что война затянется на 1418 дней, а Победа случится лишь в мае 1945-го», — говорит Игорь Новиков.

Мало кто знает, но самый юный участник Великой Отечественной войны, награжденный боевой медалью, после войны жил в Челябинской области.

Сергей Алешков был родом из-под Калуги. Его маму и старшего брата казнили за связь с партизанами, а сам Сережа убежал в лес, где его подобрали разведчики. Малыш стал сыном полка. Как-то блиндаж, где сидел командир, завалило во время бомбежки. Сережа позвал на помощь и таким образом спас майора. После этого шестилетнего мальчика наградили медалью «За боевые заслуги». 

А уже в наши дни о подвиге малыша сняли фильм «Солдатик».

«Дети рвались на фронт, они горели идеей мщения. Летом 1941 года златоустовская газета „Пролетарская мысль“ опубликовала стихи местных школьников: „Воров и бандитов послал ты на нас, Гитлер, собачья рожа. На фронт я сражаться пойду против вас, родные и друзья мои тоже…“ Эти корявые детские строки хорошо отражали общее настроение военных лет», — говорит Игорь Новиков.

Кто не мог оказаться на фронте, помогал взрослым в тылу: дети работали на заводах, ухаживали за ранеными в госпиталях. Причем в госпиталь приходили даже детсадовцы — пели раненым песни, читали стихи. В раненых дети видели собственных отцов и братьев, а бойцы вспоминали своих детей.

Школьники в госпиталях читали раненым письма и писали ответы.

«До 1930-х годов в СССР активно проводилась национальная политика. Например, в школах башкирских деревень в обязательном порядке учили башкирский язык, а русский был вторым языком. В татарской деревне учили татарский. В казахской — казахский. Если в госпитале были дети, которые знали национальные языки, они читали письма и писали ответы на родном языке солдата. Или все переводили на русский, так как цензура могла вымарать или изъять письмо с написанием слов на другом языке», — рассказывает Игорь Новиков.

Помогали дети и санитаркам, так как бойцов было очень много.

Школы в годы Великой Отечественной войны продолжали работать. Но учились дети по мере возможностей. Тетрадей не было, писать приходилось на случайных листочках (даже заявления в военкомат тогда подавали на упаковке от чая, на обрывках старых чертежей). И не всегда школьники сидели за партами. Они чистили снег, вместе с учителями ходили на тот же Кировский завод выполнять посильную работу.

Школьники военных лет в Магнитогорске

При этом дети оставались детьми, а взрослые старались их радовать. Например, на Новый год, рассказывает историк, в Челябинске проводили елки с подарками. В годы войны Челябинская кондитерская фабрика начала изготавливать шоколадные гранаты и бомбы с сюрпризом — игрушкой. Этакий прообраз киндер-сюрприза, который придумают гораздо позже, только в 70-е годы XX века.

«Шоколад в военные годы был, конечно, экзотикой. Главной радостью детей оставались кусочек хлеба, комочек сахара и письмо с фронта», — говорит Игорь Новиков.

О героическом труде челябинских детей в годы Великой Отечественной войны на производстве и о том, каким образом этот подвиг связан со сказочным героем Чебурашкой, читайте в отдельном материале «Первого областного».

Ранее также Игорь Новиков рассказал, кто придумал название «Танкоград» для Челябинска.