«Далекий Урал протянул руку братской помощи израненной, опустошенной немцами курской земле. Трудящиеся Челябинской области помогают курянам возродить из пепла их красивые старинные города Курск, Белгород, их деревни и села, которые славились своим богатством, культурой» — такими словами начиналась заметка «Челябинского рабочего», написанная по страницам «Курской правды». Она была посвящена приезду представителей Курской области на Южный Урал в марте 1944 года. Делегация побывала в городах, на предприятиях, в колхозах. Пострадавший от войны регион посещали и южноуральцы, потому что являлись его шефами. В 1943-1944 годах с Южного Урала в Курскую область отправили сотни вагонов с помощью, чтобы восстановить там мирную жизнь. Куряне гордились шефством челябинцев и обещали не подвести братьев. Новый малоизвестный факт из проекта ИА «Первое областное» к 80-летию Великой Победы.
Курская область около двух лет была театром ожесточенных военных действий. СНК СССР и ЦК ВКП(б) 21 августа 1943 года приняли постановления «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». За Челябинской областью закрепили шефство над Курской областью. В том же месяце на Южном Урале по распоряжению бюро обкома партии создали специальную комиссию для организации помощи. Клятву помочь курянам жители Челябинской области давали в своем письме к Иосифу Сталину. И уже в сентябре отправили первый железнодорожный эшелон из 54 вагонов с оборудованием, машинами и станками, необходимыми для восстановления хозяйства, металлом, строительными материалами, предметами домашнего обихода.
Первый эшелон собирали по всей области, а большой вклад в его формирование внес Катав-Ивановский район. Жители собрали сразу 13 вагонов: цемент, пиломатериалы, листовое железо, канаты, крючья, шурупы, круглый лес. «Чтобы помочь курянам, вырвавшемся из страшной фашистской тюрьмы, сбором одежды, вещей домашнего обихода, продуктов питания, инструментов, скота и т. д.» катав-ивановские стахановцы взяли обязательство к 7 ноября отправить еще 60 вагонов.
По случаю прибытия первого эшелона из Челябинской области в октябре в Курске состоялся митинг, на котором выступили челябинцы и руководство Курской области. Наши земляки зачитали «Письмо трудящихся города Курска трудящимся Челябинской области». После этого поезда с помощью освобожденному региону стали постоянными.
«Братская рука помощи шефов чувствуется всюду. МТС нашей области получили от челябинцев нa 400 тысяч рублей разного инструмента и 300 токарных, сверлильных и строгальных станков. Колхозники-челябинцы прислали для курских колхозов 212 голов крупного рогатого скота и 400 овец»,— перечисляли в «Курской правде» в марте 1944 года.
Строители региона получили 250 тонн цемента, 2 цистерны смолы, 1500 кубометров леса, 1200 тонн железа, 50 электромоторов и трансформаторов. Челябинцы прислали курянам на 400 тысяч рублей товары ширпотреба, три вагона кроватей, десятки вагонов вещей домашнего обихода, различного оборудования и материалов.
«Крепкая и верная рука друзей с далекого Урала поддерживает курян»,— радостно восклицали в газете.
15 вагонов цемента использовали для восстановления МТС, школ и больниц. Челябинским стеклом застеклены школы, больницы, вновь открытые детские дома.
«Челябинские игрушки принесли радость малышам, видевшим при немцах только горе. Тысячи семей не имели ни чашки, ни ложки, в доме хоть шаром покати — все разграбили немцы, а теперь эти семьи добрым словом вспоминают челябинцев. 580 тысяч детей были лишены возможности обучаться в школах. Теперь они снова сели за парты. И в этом тоже помогли челябинцы»,— рассказывается на страницах курской газеты.
Вагоны в Челябинской области готовили во внерабочее время и выходные дни. Куряне отметили города, откуда пришла помощь: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Уфалей, Миасс. При этом Уфалей сформировал эшелон разрушенному Белгороду.
«Челябинцы сказали нам: стройте, восстанавливайте быстро, но обязательно хорошо, красиво, чтобы возрождающиеся села и города были еще лучше, еще более красивыми. Мы вам в этом поможем. Со своей стороны мы от имени всех трудящихся Курска и области обещали, что их наказ будет выполнен»,— заключал автор заметки в «Курской правде».
На страницах «Челябинского рабочего» опубликовали впечатления курян от посещения Челябинской области. В Златоусте работницы фабрики во время встречи с гостями решили работать сверхурочно и заработанные деньги отправить в Курскую область, а также собрать вещи. Школьники рассказали, что зимой учатся, а летом работают на заводах и выпускают вооружение, за что имеют благодарности. Коллектив водопровода решил в течение 6 дней после работы отремонтировать имеющиеся запчасти, инструменты и целый вагон оборудования послать Курску, чтобы трудящимся города быстрее дали воду.
«Мне хочется сказать всем трудящимся Курской области, что иметь шефами челябинцев, получивших неоднократные благодарности товарища Сталина за свой героический труд, — большая для нас честь. Теперь дело за нами. Нужно больше и лучше работать — работать по-челябински, чтобы быстрей вместе с нашими шефами дать рапорт товарищу Сталину о восстановлении Курской области»,— отметила представитель Ленинского райкома ВКП(б) Курской области А. Колосова.
После первой годовщины освобождения Курской области, в ноябре 1944 года, председатель облисполкома В. Волчков написал статью «Возрождение», которую опубликовал «Челябинский рабочий». В ней говорилось о помощи южноуральцев: 600 вагонов с изделиями ширпотреба, чугунным литьем, коксом, углем, сельскохозяйственным инвентарем, школьными принадлежностями, обувью, одеждой, инструментом, железом, строительными материалами, станочным оборудованием, а также эшелон рогатого скота и книги. Трудящиеся Курской области сделали все, чтобы наиболее эффективно использовать помощь челябинцев, отмечал автор.
Десятки мастерских МТС и все 12 машинно-тракторных мастерских, работавших до войны, восстановили за счет станочного оборудования и лесоматериалов. Чугун позволил организовать производство молотилок. Часть токарных станков резко ускорила восстановление водопровода в Курске, потому что мастера быстро организовали массовую поделку необходимых деталей. Лес и цемент использовали для восстановления Дома Советов и других объектов.
«Трудящиеся Курской области, воодушевленные победами Красной Армии, опираясь на широкую поддержку партии и правительства, на всенародную помощь, быстро залечат раны, нанесенные гитлеровскими мерзавцами, и всегда будут хранить в своих сердцах чувство особой признательности и благодарности братьям-челябинцам»,— писал В. Волчков.
По архивным данным, всего с Южного Урала в Курск отправили 800 вагонов. В годы Великой Отечественной войны Челябинская область помогла в восстановлении Сталинграда, освободили который с участием танковой колонны «Челябинские колхозники», и Донбасса. С Южного Урала также отправляли эшелоны с помощью на Кубань, в Белоруссию и Прибалтику.