В Челябинске завершился седьмой фестиваль «Человечное кино». Проект кафедры кино и телевидения ЧГИК — это образовательная лаборатория, площадка для нетворкинга, конкурс режиссеров-дебютантов и уникальная возможность заручиться поддержкой опытных производителей кино.

«Но главное, наш фестиваль — это вдохновение. Такой творческий пинок, который заставляет двигаться дальше и заниматься дальше. Многие участники и победители фестиваля говорили, что именно после „Человечного кино“, после теплого челябинского приема, после общения с профессиональной командой они получили заряд творческой энергии, нашли новые смыслы и идеи», — говорит куратор фестиваля Мария Онипкина.

Ежегодно «Человечное кино» на нескольких площадках проводит мастер-классы для режиссеров и актеров. Участие в учебной программе (да и во всем фестивале) бесплатное, но нужно пройти отбор. Чтобы потом на несколько часов погрузиться в творческую работу с талантливым и заметным экспертом. В разные годы гостями фестиваля были Евгения Останина, Ринат Ташимов, Борис Гуц, Александр Хант. Темы для классов каждый год подбираются вдохновенно и по наитию — что сейчас актуально, что сложно дается новичкам.

«Чаще образовательная программа — это просто череда правильных случайностей. Например, в ноябре на лабораторию документального кино к нам приехала Александра Хайдарова, она ведет курс „Работа актера в кадре“ в Санкт-Петербурге. И мы решили — а почему бы не устроить актерскую лабораторию на следующем „Человечном кино“? Главное отличие программы этого фестиваля — мастер-классы не короткие, полноценные, с погружением во все тонкости темы», — подчеркивает Мария Онипкина.

Параллельно с учебной программой идет одно из главных событий фестиваля — питчинг. Молодые режиссеры представляют свои проекты, а в аудитории — не просто любители кино, а представители киноиндустрии и бизнеса. На седьмом фестивале впервые в питчинге участвовали анимационные проекты и режиссеры-аниматоры. И этот дебют стал более чем удачным.

Денежный приз фестиваля — 50 000 рублей на создание своего анимационного фильма получила студентка Анна Гришина. Ее мультик «Поминки» высоко оценили и эксперты, и студенты. Работа посвящена подросткам, школьному буллингу и поиску себя. Героиня аниматора, нарисованная девочка Аня, идет в школу, сталкивается с агрессией и травлей сверстников, взрослеет. И регулярно устраивает «похороны» самой себе, той личности, что осталась во «вчера».

А еще одному анимационному проекту, фильму «Придурок» Светланы Носовой, вручили сертификат на бесплатную аренду техники для производства. И кажется, это сильно дороже, чем денежный приз. К слову, обе победительницы — ученицы независимой киномастерской Kinolook.

Наконец, в ходе питчинга произошло и вовсе невероятное: один из участников получил работу. Владислав Курдяков так удачно провел презентацию своего проекта, что Артем Инглин, руководитель Ассоциации производителей кино и анимации, не смог устоять.

Наконец, фестиваль приблизился к финальной части — конкурсному показу короткометражных фильмов. Заявок было более четырехсот, со всего мира. Режиссеры из Израиля, Латвии, Кыргызстана, Армении отправляли свои фильмы на челябинский конкурс. Особые участники — конкурсанты из Ирана.

«В этом году какой-то бум иранского кино. Я иногда просыпалась буквально в холодном поту от десятка уведомлений о новых заявках на конкурс. Думала, сломался робот сайта-агрегатора и это баг. А нет, это иранские агенты отправляли буквально пачками разные проекты. Иранское кино очень необычно для нас, фильмы поднимают сложные темы, особенно актуальные для их общества. При этом снято все качественно, интересно и не примитивно. Среди фильмов есть, например, картина вообще без диалога и с одной-единственной цитатой малоизвестного немецкого поэта», — рассказывает подробнее Мария Онипкина.

У конкурсной комиссии на фестивале — два состава. Есть студенческое жюри, которое выбирает два фильма — игровой и документальный. Есть Большое жюри из киноэкспертов — режиссера Рината Ташимова, киноведа Александры Жуковой. Председательствует в жюри Айбек Дайырбеков, глава Союза кинематографистов Кыргызстана. Они определяют победителей в основных номинациях и присуждают специальные призы с невероятными формулировками.

Например, единогласно жюри отметило фильм студента ЧГИК Сергея Строганова «Страбери филдс форевер». Парень из закрытого города 20 минут невероятно захватывающе рассказывает о себе и своих отношениях с родителями. В ходе съемок он на многое из своего детства смотрел другими глазами, так что в дипломе стояла пометка: «За экзистенциальный путь режиссера-самурая».

«Когда мастер курса дал нам задание снять документальное кино, я много думал о себе и отношениях с родителями. Меня не зацепила эта тема, она во мне буквально сидела. Поэтому я взял камеру и пошел к родителям. По моей просьбе они разговаривали с плюшевыми игрушками, бегали по сугробам. „Страбери филдс форевер“ — первый мой фильм, который попал в программу фестиваля. „Человечное кино“ дает площадку для демонстрации фильмов, что здесь поддерживают молодых авторов. А главное, этот фестиваль — возможность заявить о себе, привлечь внимание к своему проекту. Я рад, что меня поддержали», — признался Сергей Строганов.

Между прочим, фильм Сергея Строганова в ближайшие дни будет представлен в московском Доме кино, а ранее демонстрировался на крупном фестивале документального кино «Артдокфест».

Гран-при фестиваля и звание «Самого человечного фильма» присудили короткометражке «Я повзрослел», созданной творческой группой из Армении и Москвы. Режиссер Грант Варжапетян снял историю о подростке, который, получив грубый отказ от одноклассницы, решает повзрослеть. А вот как он это делает — нужно видеть на экране.

Участие режиссеров-дебютантов в фестивалях, подобных «Человечному кино», — это буквально путевка в жизнь. Благодаря присутствию в жюри Александры Жуковой многие фильмы начинают бурную фестивальную карьеру. Жукова — программный директор нескольких кинофестивалей. Например, в 2020 году на фестивале «Киношок» в Анапе среди московских и питерских участников было 5 (пять!) фильмов из Челябинска.

«Но самое главное в „Человечном кино“ — не конкурсная программа, не звездные гости и не мастер-классы. Для нас главное — привлечь внимание к авторскому кино, продвинуть уникальные проекты и привить культуру просмотров таких фильмов. И получается! В рамках феста были внеконкурсные показы короткометражек „Девчонки о девчонках“ и „Пацаны о пацанах“. И случайные зрители этих показов пришли на закрытие фестиваля. Потому что им стало интересно. Они впервые столкнулись с авторским кино — и зацепило. Вот для чего это все!»— улыбается Мария Онипкина и отправляется в подвальчик студии-театра «Манекен» объявлять результаты конкурсной программы и вручать миниатюрные, но такие сердечные награды фестиваля «Человечное кино».