Первая премьера нового театрального сезона — спектакль «Сон в стране чудес», который поставил в театре «Скарабей» его новый главный режиссер Роман Прецер

Этой постановкой Прецер решительно обозначает переход детского театра песочной анимации в новое качество. Во-первых, на сцену выходят актеры. Во-вторых, кроме песочной анимации театр свободно практикует видео-арт, аудио- и световые эффекты, 3D-мэппинг, анимацию — словом, полный набор современных технических возможностей. И в-третьих, постановки предназначены и взрослой аудитории тоже.

«Сон в стране чудес» — это сказка про Алису, но совсем не с тем сюжетом, который вы знаете.



Алиса на сцене театра «Скарабей» — это не ребенок, а взрослая девушка, которая родилась в Индии, но выросла в приемной семье британцев. Ей 18 лет, она яркая и независимая, поэтому в первые же минуты заявляет, что не намерена подчиняться чопорным правилам и никто не заставит ее думать то, чего она не думает. Всю эту унылую заданность приличной жизни Алиса отвергает и уходит из родительского дома искать себя и свое счастье. Вот такая бунтарка и нонконформист.

Уйти-то она уходит. Но мы не сразу понимаем куда. Она словно проваливается в некое искаженное, вымышленное пространство, населенное странными персонажами. 



В этой странности нет ничего странного как раз: у Льюиса Кэрролла тоже все построено на абсурде. Алиса провалилась в кроличью нору и познакомилась с Белой Королевой, Шляпником, Чеширским Котом и с кем только не — в этом классическом сюжете тоже мало похожего на понятное. И вообще Алиса спала, если вы помните. Этот прием абсурда, который легко дарит сон, Роман Прецер и выбрал как ключ ко всей истории.

«На базовом культурном уровне все, что ее окружает в Великобритании, для нее абсурдно, даже без всякой страны чудес. Ей непонятна иерархия, обычаи, культурный уклад. Ее погружение в страну чудес — это поиск себя. Ей нужно надо найти какую-то гармонию в предлагаемых обстоятельствах», — так обрисовал идею постановки режиссер Роман Прецер.

В роли Алисы — актриса Марина Василенко

Благодаря эффекту 3D-мэппинга Алиса оказывается будто запечатанной внутри сюрреалистического мира. Авторы не жалеют средств выразительности, чтобы зрители точно поняли: этот мир вы-ду-ман. 

Вот Алиса в мощном шлеме аквалангиста и почему-то в фате из тюля танцует под водой в ритме техно под марш Мендельсона. С ней танцует надувной розовый лебедь, Нептун с трезубцем и кто-то еще. Безумное зрелище.



И даже пузырьки эффектно булькают для полного погружения.



Вот люди с огромными веерами под классическую музыку передвигаются с напыщенной пластикой и смачно плюют Алисе в лицо. Она не понимает, за что. И мы тоже не понимаем.

Вот Алису судят. Просто так, здесь неважно, кто виноват и в чем. Судят Алису, потом судят Королеву, потом кого-то еще. Зрелищно судят. Рубят головы эпичным топором. 



Мы перемещаемся вслед за пылкой героиней сквозь нагромождения все новых и новых обстоятельств, в которых узнаем героев Кэрролла (тут и Шляпник, и Чеширский Кот, и Королева, и все-все-все), но сюжет все ускользает. Мы помним, что Алиса ушла за смыслом, но и смысл ускользает за чередой все новых несуществующих обстоятельств.

Возможно, в этом ускользании смысла — тоже часть режиссерского замысла, потому что смысла вовсе нет?


Здесь мы должны отметить, что режиссер Роман Прецер известен тем, что старательно кодирует свои послания зрителю. Его постановки всегда — шифр внутри шифра, внутри шарады, и все это запечатано в секретную головоломку. Он и сам это признает. Таков его художественный прием.

В «Сне в стране чудес» такое количество референсов, рифм, намеков и отсылок, что не все успеваешь ухватить. Сцены сменяют друг друга энергично, даже слишком. 3D-мэппинг создает магию закапсулированного мира, из которого не пробиться: как сон, который хочется досмотреть. 

Однажды на первый план к зрителю выйдут неопознанные люди в белом и попытаются философски разложить, что и зачем человек делает.

«Меня зовут шизоидная клетка мозгового центра», — скажет одна. «Я та утренняя бесполезная минутка, которую вы каждое утро пытаетесь доспать», — представится другая.



В руках у кого-то из них окажется волшебный пульт, который запускает простые события из жизни на разной скорости. Актеры на сцене будут послушно иллюстрировать такую опцию: то замедленно, то на быстрой перемотке, то как в зацикленном ролике. А можно в любой момент все остановить. Что мы делаем каждый день? Что из этого важно? Зачем мы все это делаем? Вопросы, вопросы, вопросы, и вот все замерли, как на паузе. Все кончилось, стоп-кадр, поплыли титры, пошла финальная музыка.

Зрители секунд пять недоумевают — и эти пять секунд, на самом деле, ценные. Во-первых, внезапно. Во-вторых, ты не согласен. В-третьих, а почему?

Но все отмирают, как в игре «Замри — умри — воскресни» — и действие катится дальше.


Это Алиса с платком на голове — в самом финале. Платок на голове обозначает, что она стала бабушкой. Но очень лихой!

«Это прием, который связан и со смыслом спектакля — идет дешифровка внутреннего мира героини. Мы говорим о поиске себя. Кульминация строится на том, что открытия, которые мы совершаем о себе самих, бывают очень страшными, могут напугать и ошеломить. В этом поиске мы нашли то, чего не хотели бы знать о себе. И отчего очень печально. Да, у зрителя, возможно, останется ощущение легкой путанности, но ему все равно будет на что посмотреть. Это яркое зрелище и наименее шифрованный из моих спектаклей. Образы сами по себе цепляющие и выразительные. И к финалу точно никаких вопросов не останется», — пояснил Роман Прецер.

Режиссер Роман Прецер


Если зритель не все успеет уловить, услышать и дешифровать, не сможет связать картины в целое и не в полной мере поймет, что хотел сказать режиссер, то не заснет он уж точно. Когда вы решите, что окончательно запутались, рекомендуем успокоить себя такой мыслью: «Ну а кто сказал, что поиск себя — это легко?»

В финале все танцуют под хит Help! группы The Beatles. Театром «Скарабей» определенно сделана заявка на новую экспериментальную площадку в Челябинске.

Премьера спектакля «Сон в стране чудес» в театре «Скарабей» состоится 25 и 26 августа.