В последние выходные октября в Челябинске впервые прошел интенсив «100 мультяшников Урала». Три дня молодых уральских мультипликаторов обучали специалисты из крупных российских студий.

На фото: Марина Безпалько и Иван Бабаев

Направление 2D-анимации курировал художник студии «Мельница» Иван Бабаев. Мы поговорили с Иваном и пресс-секретарем «Мельницы» Мариной Безпалько о современной анимации и спросили, как устроена большая мультипликация в России.

— Есть ли в стране студии равные «Мельнице»?

Марина Безпалько: Я, может быть, скажу жестко, но есть только «Союзмультфильм». Который стремится к нам. Сейчас, после всех скандалов, это крупная студия.

Иван Бабаев: Если сравнивать их с «Мельницей»... Назовите хоть один их полный метр? Был по Гофману авторский мультфильм, про Кутузова полнометражка. Но они делаются долго, лет по десять, и как-то мимо зрителя прошли.

Марина Безпалько: Если бы был жив Татарский, то студия «Пилот» могла быть конкурентом «Мельнице». Но случилось как случилось: не стало Татарского и компания посыпалась. Нужно не только любить анимацию, но и уметь ею руководить.

Иван Бабаев: Есть еще студия «Петербург», которая «Смешариков» делает. Есть «Анимаккорд» — все знают «Машу и Медведя», это мировой бренд, хотя студия меньше, чем «Мельница».

— Но при этом Disney вам не конкурент?

Марина Безпалько: Это параллельные миры. Это как сравнить Тарковского и Гайдая. У них свое, у нас свое.

Очень жаль, конечно, что ушли сейчас и Disney, и Pixar. Это большая потеря, если современные дети не узнают их мультфильмы. Ничего хорошего в этом нет.

— В чем секрет такого сумасшедшего мирового успеха «Маши и Медведя»? Можете объяснить?

Марина Безпалько: Про «Машу и Медведя» хорошо сказал Константин Бронзит (аниматор, режиссер фильмов о богатырях): «Они единственные, кто смог посмотреть на все глазами ребенка, и у них получилось».

Кадр из мультсериала «Маша и Медведь», 2009 год. Студия «Анимаккорд»

— Единственные? Больше ни у кого не вышло?

Марина Безпалько: Многие старались, но не у всех получилось сделать такое количество серий, чтобы от экрана не отрывался ни ребенок, ни взрослый. Это находка авторов.

Иван Бабаев: Словом, анимационные студии в стране есть, их становится все больше и мы этому рады. Могу сказать, что во всех студиях работают бывшие «мельники». Бывает, смотришь мультик «Петербурга» или «Анимаккорда» и в титрах видишь имена друзей и товарищей.

Марина Безпалько: Мы работаем как кинофабрика. Мы не можем себе позволить делать один мультфильм десять лет. У нас буквально завод: одна секунда мультика в день — это минимум, точнее, норма.

Иван Бабаев: Мы точно крупнейшая студия в стране. Мы сделали больше всех мультфильмов с начала XX века («Мельница» появилась в 1999 году, она работает уже 22 года).

— У вас есть ответ, почему так выстрелили ваши «Богатыри»?

Иван Бабаев: Потому что ничего подобного не было. Смешение современного быта с фольклором — это получилось. И юмор! Если прочитать сценарий, там предельно просто все, даже скучно — большинства гэгов просто нет. Все придумывал на ходу режиссер Константин Бронзит. Получилось классно.

Кадр из фильма «Три богатыря и Шамаханская царица», 2010 год. Студия «Мельница», режиссер — Сергей Глезин

— Почти все кино «Мельницы» детское. А для старшей аудитории будет что-то?

Марина Безпалько: «Богатыри» и «Иваны Царевичи» — не вполне детское, а, скорее, семейное кино. Что касается продуктов для взрослой аудитории, «Мельница» делает серьезные проекты, но... они проходят мимо.

«Крепость. Щитом и мечом», как мне кажется, — до сих пор лучший проект студии. Но не собрал кассу. Потому что идет какой-нибудь Иван Иванович с семьей утром в воскресенье в кино. Он идет поржать. А в «Крепости» — сиди и реви от первого до последнего кадра. Оно ему нужно?

Кадр из фильма «Крепость. Щитом и мечом», 2015 год. Студия «Мельница», режиссер — Федор Дмитриев

Да, у нас, как у всех нормальных проектов, бывают и взлеты, и падения. Нельзя требовать от людей стабильности.

— А авторское кино? Это же не прокатная история, а, скорее, фестивальная?

Марина Безпалько: Это беда всего авторского кино — оно живет только фестивалями. И об этом мы говорили с прокатчиками. Если Константин Бронзит едет на «Оскар», он устраивает специальные сеансы в отеле и показывает свое кино.

Кадр из фильма «БоксБалет», 2019 год. Студия «Мельница», режиссер — Антон Дьяков

Можно показывать эти фильмы в формате журнала перед сеансом, почему бы нет? На Западе эта практика популярна. Выходит диснеевский мультфильм, к нему ставят перед началом авторский фильм минут на десять. У нас почему-то нет. Но это вопрос к прокатчикам.

— Студия живет за счет коммерческих картин?

Марина Безпалько: В основном да. Есть иногда господдержка на мультсериалах.

— А бывают проекты-долгострои?

Марина Безпалько: Сегодня нет. Самый долгий — это «Крепость. Щитом и мечом», ее делали 5 лет. Первого «Урфина Джюса» — столько же, но там проект в 3D: полгода делали тело, полгода — голову, зато теперь можно использовать персонажа сколько хочешь. Но это, скорее, исключения.


Я спущу всех на землю: нам надо платить за свет и воду, зарплату сотрудникам. Нельзя сказать: «Вот, у нас большой проект, давай за кашу пока поработаем». У нас на студии работают 350 человек, это много.

— Как попадают на работу на студию «Мельница»?

Марина Безпалько: Беда в том, что самых важных профессионалов — художников-аниматоров — не готовит никто. Раз в два года набирает колледж ВГИКа по 15 человек. Приходят к нам ребята и говорят: «Я художник-постановщик». И хоть ты тресни. А рисовать-то умеет художник-постановщик? Оказывается, нет. Прийти может любой: покажи портфолио, садись, пробуй.


Иван Бабаев: У нас на студии висит стенд, где тестовые задания и портфолио претендентов. И работы подписаны: «академия художеств», «дизайнер», «радиоведущий». И представьте — у радиоведущего может быть лучший рисунок!

Тот, кому нравится профессия, тот и будет работать. Оплата у нас сдельная. Учишься, работаешь, но не ускоряешься, — так и будешь получать по 10 тысяч. И держать никто не будет.

Марина Безпалько: Еще к нам традиционно приходят много людей, которые хотят озвучивать мультики. Я не знаю, почему все решили, что нет ничего проще, чем озвучание. Запомните: нет ничего сложнее.

— А сколько зарабатывают художники в «Мельнице»?

Иван Бабаев: Не могу говорить. Давайте так отвечу: от 10 до 100 тысяч рублей. Диснеевская система.

Марина Безпалько: Очень тяжело, когда приходят ребята с особым складом ума. Богема, свободные художники, у них в голове не укладывается, как можно сидеть по 12 часов на месте и делать что сказали. Он понимает, но принять не может.

— Как вам интенсив «100 мультяшников Урала»?

Марина Безпалько: Такой интенсив, как ваш, я вообще вижу впервые. Никогда не были на таких и даже не слышали. Безумно интересно. Очень переживали, кто будет участвовать: если ребенку 12 лет, то хоть лоб расшиби, вряд ли научишь. А здесь собрались взрослые ребята, которые несколько лет занимались, это совсем другое дело.

Наш режиссер Константин Бронзит уже давно говорит: «Давайте откроем художественное училище. Потому что нужно их обучать».


Мы делаем свой бесплатный курс анимации на «Мельнице». Но решили так: если бренд «Мельница» в резюме что-то значит, то человек должен на студии сколько-то лет отработать. Если уезжаете — платите: вот счет.

У нас много иногородних ребят из художественных училищ. Можно спокойно приходить пробоваться — мы и в Челябинске ребятам об этом сказали. Ничего страшного в этом нет. Но стажеры могут сидеть и по два, и по три месяца. Кто-то уходит, кто-то остается. Получается — работаешь.

— Какие планы у «Мельницы» сейчас?

Марина Безпалько: Сейчас мы пробуем «Богатырей» сделать сериалом. Пока готовится только пилотная серия. Есть еще проекты, но говорить не будем, не знаем, выстрелит или нет. Если бы режиссеры и продюсеры знали, что будет успешным, то все фильмы в мире бы собирали кассу. Но... «Мельница» пока собирает довольно успешно.