В Челябинске впервые состоялся региональный фестиваль «100 мультяшников Урала». Художники от 17 до 65 лет за трое суток делали мультфильмы в разных техниках, а курировали их гиганты российской анимационной индустрии из «Мельницы», «Союзмультфильма» и «Пилота».

Фото: Дмитрий Носов

Одним из кураторов стал директор студии «Союзмультфильм» Борис Машковцев. Он делился с новичками-мультипликаторами опытом и отвечал на каверзные вопросы о качестве современных мультиков. Мы пообщались с директором самой знаменитой анимационной студии страны и спросили, чего ждет современный зритель от отечественных мультфильмов.

— Борис, зачем «Союзмультфильм» снимает перезапуски советской классики: «Простоквашино», «Ну, погоди!» и другие?

— На самом деле эти проекты — одна пятая из того, что мы делаем. Но... на нашей студии есть люди, влюбленные в золотую классику.  Поэтому тот же «Ну, погоди!» обойти вниманием было невозможно.

И, конечно, когда ты обращаешься к классике, нужно быть очень внимательным, знать, как до нее дотянуться, с какой стороны подойти. Но итог один — как бы ты ни сделал, всем не понравится. Я в прошлом кинопрокатчик и пришел в мультипликацию очень циничным человеком. Понимал, что от зрителя ждать хорошего нельзя. Это нормально. Мы все отягощены воспоминаниями. Но с золотой классикой работает парадокс: те же воспоминания создают запрос на продолжение.

Кадр из мультсериала «Простоквашино», 2018 год, kinopoisk.ru

Бывает, вызываешь такси из студии, приезжает таксист и говорит: «О! „Союзмультфильм“! Он что, еще существует? „Ну, погоди!“ когда будет?»

Скажешь кому-нибудь: «Ну, мы вот сейчас „Ну, погоди!“ делаем» — все сразу кричат: «Да как вы можете?!»

— С этим можно что-то сделать?

— Это абсолютно нормально. Люди способны критически мыслить, и это хорошо. А мы просто продолжаем работать в той же традиции, которая была с самого начала: «Союзмультфильм» всегда делал кино для детей.

— Он ведь даже назывался изначально «Союздетмультфильм».

— Да. Это, конечно, было безумие. Было две студии: «Союздетфильм», известный как студия Горького, и «Союздетмультфильм». Маркетинговое решение просто удивительное. Потом сократили все-таки, потому что невозможно выговорить такое.

— А чем современная мультипликация принципиально отличается от советской классики?

— Мы стали чувствовать запрос от родителей: кино должно быть полезным. Нам приходится выходить на территорию педагогики. В детских проектах теперь работают психологи. Нельзя демонстрировать модели поведения, которые могут быть для детей вредны. Теперь анимация во всем мире несет больший груз ответственности. Это не то, ради чего специалисты приходят в анимацию, но... не считаться с этим нельзя.

Кадр из мультсериала «Ну, погоди! Каникулы», 2021 год. Режиссеры — Андрей Жидков и Максим Волков, kinopoisk.ru

— А навыки наших специалистов на мировом уровне?

— К сожалению, нет. От мира мы отстаем. Кадров у нас серьезно не хватает. Фактически в отрасли всего четыре тысячи человек. Это все те, кто работает в студиях или на фрилансе заняты в проектах: художники, аниматоры, продюсеры... Через несколько лет этого количества уже будет недостаточно.

— А почему так мало? Нет образования?

— Система образования только в последние годы стала адаптироваться под современные реалии. Потому что аккредитованные вузы не могут учить по направлениям, в которых нет четких стандартов. Сейчас отрасль уже несколько лет работает с вузами, чтобы обновить программы.

Фото: Дмитрий Носов

Система образования всегда консервативна и отстает от практики. И кто-то же должен преподавать! Если талантливый специалист уйдет в преподавание, мы потеряем специалиста.

— Есть место искусству в современной коммерческой анимации? Или это конвейер?

— Любой коллектив в мультипликации работает не только за деньги. Главный аргумент начинающего мультипликатора перед приходом в конкретную студию — «Мне нравятся ваши проекты, я хочу над ними работать».

Когда я пришел на «Союзмультфильм», у меня было желание построить «заводик». Но я понял, что цеховая структура не может работать творчески. Нельзя сделать анимационный цех. Иначе работник условно сдает модель персонажа в короткий срок, но с ней невозможно будет работать следующим специалистам. 

Тех же «Богатырей» от «Мельницы» делают люди, которые их любят. Конечно, когда ты становишься профессионалом, интересы наслаиваются. 

— Назовите, пожалуйста, лучшие проекты в российской мультипликации.

Кадр из фильма «Кощей. Начало». Режиссер — Андрей Колпин, kinopoisk.ru (Сам кощей — слева)

— У нас много хороших проектов. Есть прекрасные полные метры, которые вывели наше полнометражное кино на новый уровень: «Настоящая история Кощея», «Финник», «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» (вышел на Netflix в 2021 году. — Прим. ред.). Нельзя не вспомнить «Машу и медведя», это буквально символ всей отечественной анимации и международный бренд. «Фиксики», «Смешарики», конечно.

— А из «Союзмульфильма»?

— Из наших проектов я болею «Умкой». Сначала было непонятно, чем он интересен. Ведь нет конфликта. Маленький милый медвежонок идет искать друга. Находит и во второй серии возвращается к маме. Все.

А потом я посмотрел раскадровки, работы художников и прибежал на студию сразу. Увидел, что это буквально столкновение двух миров: герой путешествует из мира природы в человеческий мир. Конфликт в столкновении двух миров. Это удивительно.

Кадр из мультсериала «Умка», 2021 год. Режиссеры — Даниил Воропай и Татьяна Киселева, kinopoisk.ru

И мы решили, что диптих можно превратить в триптих. Сделали сериал, запустили его на канале «Карусель». Он с той же идеей: о столкновении миров, о том, как человек вторгается в мир зверей и как этим двум мирам жить в гармонии.

Постер сериала «Крутиксы», 2021 год, wikipedia.org 

Есть у нас экспериментальный проект «Крутиксы» по одноименному комиксу от российского издательства Bubble. Экранизацию комиксов у нас в стране не делали, посмотрим, как будет. Еще я очень доволен новым «Простоквашино».

— А какая сверхцель у студии?

— Сделать наших героев и мультики узнаваемыми. И любимыми. Ежегодно маркетологи проводят опросы среди детей, спрашивают, каких персонажей мультиков знают. Отвечают чаще про западных героев, Матроскин однажды занял нижнюю позицию благодаря сериалу и молочному бренду. А недавно стали задавать вопрос: «Каких героев ты любишь?» И наших героев в ответах уже не было.