Южный Урал — обитель для более 150 национальностей и народностей. Культура каждого из них — это богатство этноса. Раз в год тысячи людей съезжаются в Троицк, чтобы окунуться в мир традиций. Участвуют в народных гуляниях — Сабантуе. Призжают на научно-практическую конференцию, которая носит имя Зайнуллы Расулева.

Троицк. 11 утра. На старое мусульманское кладбище стекаются верующие со всей страны. Здесь похоронен Зайнулла Расулев. Его называют духовным королём башкир. Он первым на Урале начал проповедовать и распространять суфизм — мирное течение ислама. Мусульмане верят, если приложить руку к памятнику на его могиле и попросить о самом сокровенном — желание обязательно сбудется.

У могилы духовного деятеля поломники читают суры из Корана и дуа. Проще говоря — молитвы. На старое мусульманское кладбище приезжают верховный муфтий России Талгат Таджуддин и прямой потомок пророка Мухаммеда Абдурраззак Ассаиди. Раз в год он откладывает все дела и приезжает на пару дней на Южный Урал, чтобы отдать дань почтения умершему шейху. И посетить «Расулевские чтения».

Духовную школу Расулев открыл в 1883 году. После революции медресе закрыли, а здание — стояло бесхозным. Сейчас здесь учится 25 человек. Изучают историю пророков, нравственность мусульман, правила чтения Корана, исламское право. У студентов, или как их называют — шакирдов, начинается летняя практика. Их распределяют в мечети Челябинской области. Чтобы собственными глазами увидеть, как имамы ведут службу.

В медресе помимо образования религиозного можно получить — светское. Духовная школа заключила договоры с аграрным университетом и местным филиалом ЧелГУ. Сейчас объявили второй набор студентов. Учиться в Троицком медресе готовиться Рафис Хуснуллин. Из Аргаяшского района приехал подать документы и осмотреться в духовной школе.

В медресе обучают мужчин. Потому что только они могут быть имами в мечетях. Приходят выпускники девятых и одиннадцатых классов. Но есть и студенты в возрасте. Которые только сейчас решили получить религиозное образование. Женщин тоже готовы брать.

Учебный год, как и в обычных школах, начинается в сентября, а заканчивается в мае. Затем шакирды сдают экзамены. Наследие Расулева — не только в учениях и медресе. Его именем названа конференция. На ней каждый год обсуждают взаимодействие власти и исламского духовенства, связи разных религий в стране. На форум съезжаются верующие и ученые со всей России.

До начала конференции гости, не скрывая любопытства осматривают книжную выставку. Здесь — раритетные издания, которые хранятся в фондах областной библиотеки. Вот Коран, переведённый на французский язык. С подписью владельца книги — Покровского, родоначальника известных челябинских купцов. Внимание приковывает и малоформатный Коран. Который размером — с брелок!

Тираж такого миниатюрного Корана — всего сто экземпляров. В нём содержатся выдержки из сур — то есть глав священной книги. Прочитать их вполне реально. С помощью лупы. Редкие книги приковывают внимание и главы Челябинской области — Алексея Текслера. Он на Расулевских чтениях — впервые.

Уникальным форум делает то, что на него приезжают исламоведы со встрей страны. И даже Ближнего Востока. Обсуждают противодействие экстремизму и то, как сохранять традиции истинного, мирного ислама. «Расулевские чтения» — возможность прямого разговора между верующими и властью.

Для участников чтений приготовили и культурную программу. В Троицк пригласили актёра Марата Башарова. На сцене — литературно-музыкальная фантазия. Музыку исполняет оркестр «Классика». Башаров читает строки из книги «Стамбул. Город воспоминаний» Орхана Памука и стихи Ахматовой.

Поприсутствовать и принять участие в мероприятии, которое где-то помогает нам мусульманам вместе объединяться. И также людям, которые не мусульмане, рассказать о нашей вере, наших корнях.

Завершаются «Расулевские чтения» по традиции большим областным Сабантуем. Праздник окончания полевых работ объединяет всех. Приезжают уральские татары, башкиры, русские, гости из соседнего Казахстана. На празднике традиционные бои мешками и борьба куреш. Ей Зиннур Гайсин занимается больше 10 лет. Стал мастером спорта. В Аргаяшском районе тренирует детей. Посостязаться на Сабантуй приезжает каждый год. Ни один Сабантуй не обходится без подворий тюркских народов. Представить юрту башкир приехали гости из Башкортостана. Внутри — всё, как и во времена предков. Жилище делится на мужскую и женскую части. В первой — оружие, шкуры зверей. В женской — дастархан, то есть стол с угощениями, колыбельная с ребёнком, развешаны наряды.

Увидеть народный колорит своими глазами приехали 34 тысячи человек. Это абсолютный рекорд! Такого числа гостей на Сабантуе ещё не видели. Праздник в этом году запомнился большой концертной программой, гостями из разных регионов России и других стран. А также воспроизведёнными до мелочей сельскими подвориями тюркских народов. В каждом — колоритный интерьер и гостеприимный дастархан.