Случай в школе города Усть-Катава, где учитель сорвался на ребенка-четвероклассника, заставил более пристально взглянуть на проблему взаимоотношений педагогов и учеников. К сожалению, это далеко не единственный случай, когда преподаватель позволяет себе оскорблять детей. И чаще всего мы узнаем об этом, когда инцидент был снят на камеру и выложен в интернет. А сколько таких историй, о которых не знают и даже не подозревают родители?

Как с этим бороться? Можно ли и дальше доверять агрессивному педагогу ребенка? И почему дети имеют право срываться, а взрослые ― нет? В непростых ситуациях попытаемся разобраться вместе с Уполномоченным по правам ребенка в Челябинской области Евгенией Майоровой и директором Областного центра диагностики и консультирования Ольгой Кондаковой.

Первый вопрос. Что же может стать причиной для агрессии учителя в отношении ученика?

«В каждом конкретном случае, конечно, нужно разбираться отдельно. Но причиной, например, может послужить некорректное слово или действие ребенка в отношении учителя. Так же может повлиять эмоционально тяжелое состояние самого педагога, который достаточно резко реагирует на, казалось бы, обычную ситуацию. Однако, поведение учителя в отношении ребенка все же должно оставаться профессиональным. Мы ведь не просто так подписываем кодекс профессиональной этики педагогического работника. Мы должны понимать, что за каждым словом стоит наше отношение к детям. И в своей деятельности мы должны выверять фактически каждую фразу, управлять своей интонацией, мимикой, жестами. Потому что все это легко считывается детьми и их родителями», ― пояснила директор Областного центра диагностики и консультирования Ольга Кондакова.

Видеокадры в соцсетях, где учитель кричит или даже применяет физическое воздействие на ребенка, очень часто сопровождаются комментариями родителей, которые, в принципе, оправдывают поведение педагога. Говорят, что это дети довели учителя до такого состояния. Может ли это действительно стать оправданием?

«На мой взгляд, безусловно, не может быть оправдания агрессивному поведению. И, возвращаясь к вашему прошлому вопросу, все же, на мой взгляд, причиной срывов учителей могут стать ненадлежащие условия его трудовой деятельности. Образовательная организация — это самостоятельный субъект. Директор, в соответствии с уставом, наделен многими полномочиями для того, чтобы устанавливать свои правила, организовывать процесс обучения. Это его обязанность и право. Также руководитель организации должен обеспечивать сотрудникам надлежащие условия работы. У педагогов должна быть своя система сопровождения и поддержки, чтобы они были в состоянии спокойно взаимодействовать с детьми. И это мы еще не говорим о том, что работа учителя сама по себе достаточно сложная. А ведь так оно и есть. Не случайно для учителей, к примеру, выход на пенсию осуществляется раньше, а отпуск составляет не 30, не 28 дней, а 56. И все для того, чтобы педагоги смогли восполнить свои силы и знания. Федеральное законодательство, оно как раз наших учителей в этом отношении защищает. Но вот как это организовано на деле, это уже задача руководителя учебной организации. Поэтому, на мой взгляд, очень опасно начинать оправдывать агрессивное поведение. Вот у нас сегодня такие дети. Да, дети разные, непростые. Это правда. Но не стоит забывать, что школе учитель – это профессионал, а ребенок – это тот, кто пришел учиться. Поэтому обеспечить безопасные условия в образовательной организации – это задача руководителя школы и, конечно, надзирающих ведомств. А если мы станем допускать возможность учителю срываться и объяснять это тем, что во всем виноваты сложные дети, тогда есть риск прийти через некоторое время к тому, что это станет нормой. Хотим ли мы этого? Надеюсь, что нет», ― заявила уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова.

Бывает так, что дети действительно провоцируют педагога, задают какие-то неудобные вопросы и ждут агрессивной реакции, чтобы снять ее на камеру и выложить в интернет. Можно ли с этим бороться, и как на это реагировать?

«Вы знаете, у каждого педагога в арсенале должны быть несколько очень простых способов, как с этой агрессией справиться здесь и сейчас. Есть такие способы. Прямо в кабинете, когда тебя спровоцировали на какое-то действие, нужно направить эмоции не на ребенка, а на тот же лист бумаги. Иногда, конечно, очень хочется прокричаться, иногда очень хочется ругаться, но позволить себе этого мы, педагоги, не можем. Поэтому стоит отступить, дать себе шанс справиться с эмоциями», ― объяснила директор Областного центра диагностики и консультирования Ольга Кондакова.

Но вот опять же, дети, в ходе конфликта, видят, что учитель отступает. Значит, в следующий раз они повторят эту историю или нет?

«Конечно нет. Смотрите, вот учитель отступил буквально на 1-2 минуты, чтобы с эмоциями справиться, а затем он возвращается к разговору с ребенком и объясняет, что он, допустим, не понял этой выходки. Учитель может перефразировать вопрос ребенка, может просто рассказать о тех чувствах, которые в данный момент испытывает, потому что у него тоже есть такие же чувства, как и у ребенка. Но это нужно обсуждать. Вот мы родителям всегда говорим, что нужно разговаривать с детьми, нужно учить детей вести диалог. И точно так же мы, учителя, должны вести диалог с ребенком для того, чтобы его понять и выслушать, принять, может быть, его точку зрения, и ему точно так же свою точку зрения высказать. Но не криком и не агрессией, потому что это не способ решения конфликта, и ребенок не поймет вот такого нашего поведения», ― добавила директор Областного центра диагностики и консультирования Ольга Кондакова.

Евгения Викторовна, вы говорите, что за зону безопасности в школе отвечает руководитель школьного учреждения. Но как нужно обеспечить вот эти условия, чтобы они действительно были безопасны и для ученика, и для учителя? Как замедлить эти нервные срывы?

«Есть проблемные ученики, с которыми сложно работать, как правило, не одному учителю, а нескольким. Поэтому здесь у руководителя образовательной организации есть возможность обратиться в Центр диагностики и консультирования, который входит в систему Министерства образования Челябинской области. Его специалисты выезжают на места, выстраивают работу с учителями, дают им необходимые навыки, помогают сформировать систему сопровождения педагогов, которая помогает избежать агрессии, срывов, профессионального выгорания и прочего», ― отметила уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова.

Есть истории, которые мы видим в интернете. А есть те, о которых мы не имеем понятия, но они все же происходят. И родитель, допустим, не знает, что его ребенка в школе обижает учитель. Какие признаки могут насторожить и дать знак тому, что нужно прийти в школу и попытаться узнать правду?

«Самый главный симптом — это отказ ходить в школу. Также может насторожить резкое изменение в состоянии ребенка. Утром он, например, просыпается в хорошем настроении, а с уроков возвращается совсем другой. Грустный, подавленный. Родителям нужно уметь замечать эти изменения. Нужно обязательно разговаривать с детьми. Потому что когда мы будем видеть реакцию ребенка, когда мы будем слышать, что происходило в школе, тогда мы сможем вовремя ухватить момент конфликта с учителем. Может быть, мы вовремя придем в школу и вместе, ребенок, учитель и родитель, разберемся в том, что происходит», ― ответила директор Областного центра диагностики и консультирования Ольга Кондакова.

Еще такой момент. Когда родители приходят в школу и сразу начинают очень предъявлять свои претензии к учителю. К чему это может привести? Может ли это вообще разрешить конфликт?

«Я бы рекомендовала избегать громких выяснений случившегося, потому что в итоге это проводит к развитию конфликта, усложнению отношений. Нужно постараться успокоиться, в первую очередь, привести мысли в порядок и мирно разобраться в том, что происходит. Тогда есть шанс полностью урегулировать ситуацию», ― рассказала уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова.