Мы подсмотрели, что происходит на одном из заключительных прогонов перед премьерой. Художественный руководитель ансамбля «Урал» Светлана Лукина говорит, что коллектив буквально три дня назад вернулся с больших гастролей и без выходных приступил к финальным репетициям: «Мы весь сентябрь без выходных».

Супруги и хореографы Алексей Разин и Светлана Лукина в фойе филармонии, где монтируют фотовыставку, посвященную премьере
Хореографическая притча «Аркаим» была написана поэтом Константином Рубинским и композитором Татьяной Шкербиной 15 лет назад, тогда же поставлена и исполнена ансамблем «Урал» (постановщиком была Сусанна Цирюк из Санкт-Петербурга). Историк Геннадий Зданович, открывший Аркаим научному сообществу и миру, в те годы тоже принимал участие в создании спектакля. Позже постановка была снята с репертуара в силу разных причин.
В 2022 году «Аркаим» решено было восстановить, переосмыслив сюжет, сделав историю современной.

Поэтому в либретто Константин Рубинский ввел узнаваемых персонажей, которые не выпускают из рук смартфоны и без остановки постят селфи. Происходит столкновение времен: через случайно открывшийся портал наши современники проваливаются в далекую древность, буквально в городище Аркаим и…

Чтобы не засвечивать сюжет, скажем только, что главный герой — из нашего времени, его зовут Андрей, а главная героиня — из доисторического Аркаима по имени Ясна. И у них роман в самых высоком классическом понимании.
Третий главный персонаж, наш современник, стилизованный под Шамана, тоже важен, он несет энергию разрушения: для него нет прошлого, нет истории, он «пилит сториз» и любуется собой на фоне чего бы то ни было.
Как бы Шаман
Музыка челябинского композитора Татьяны Шкербиной (в исходном варианте не изменилось ни ноты) делает что-то фантастическое, как будто Татьяна жила в Аркаиме, в том круглом городе: ее музыка соткана из голосов, ветра, гулких там-тамов, чего-то торжественного, обреченного и недоступного разуму.
Столкновение измерений в спектакле происходит через колесо: и от синташтинской колесницы колесо, и колесообразный осветительный прибор для видео на смартфон, и колесо Леонардо да Винчи в человеческую величину, его золотое сечение, символ вселенской гармонии — через этот символ сталкиваются времена, люди, эпохи, настоящее и прошлое. И главное содержание хореографической притчи «Аркаим» — в трагедии этого столкновения.

— Светлана, откуда вы знали, как танцуют люди в Аркаиме?
— (Смеется.) Мы это придумали. Не буду говорить, что мы изучали наскальные рисунки. Но как говорила Татьяна Шкербина, когда она взялась за это произведение, ее как будто вела чья-то рука. И Геннадий Зданович говорил, как верно она попала в культуру древнего народа. И нас вела невидимая рука, — отвечает Светлана Лукина.
На премьере 1 октября в главных ролях будут танцевать те же артисты «Урала», что танцевали первый «Аркаим»: Евгений Коновалов, Анна Шишкина, Алексей Кузнецов.