Жизнь в Челябинской области в 30-е годы — это не только строительство заводов. Даже в отдаленных уголках, куда ссылали раскулаченных крестьян, кипела культурная жизнь. В этом выпуске историк Николай Антипин рассказал о культурной жизни региона 90 лет назад. Он показал газеты того времени и познакомил зрителей с актрисой Вадовой. Кроме того, он обнародовал документы, согласно которым, тюркским народам, населяющим нашу область, предписывалось сменить письменность.

«Всем нам знакомо понятие „ликбез“. Так называют ликвидацию безграмотности. С этого начинала советская власть в 20-е годы. На рубеже 20-х и 30-х годов ликбез перерос в художественную самодеятельность: музыку, театр, литературу, изобразительное искусство, детское творчество».

Документы и фотоальбомы из Объединенного архива Челябинской области рассказывают о том, как рабочие и их семьи не только трудились у станков, но и активно занимались творчеством и самообразованием.

Какую же роль играли клубы в культурной жизни региона?

«Задача художественной самодеятельности заключалась в том, чтобы учиться и учить. К 1934 году в Челябинской области действовало около тысячи клубов — фактически в каждом населённом пункте. Еще около 900 читален и 650 киноустановок», — поясняет ведущий Николай Антипин.

Клубы стали настоящими очагами культуры, заменяя собой театры и музеи, которые в то время только формировались. Киноустановки, часто расположенные в клубах, служили и кинотеатрами.

Протоколы заседаний жюри дают представление о том, как проходила клубная жизнь и самодеятельность.

«Выписка из протокола заседания жюри Первой дорожной олимпиады самодеятельного искусства ЮЖД (1935 год) показывает, что на Всесоюзную олимпиаду в Москву отправляли землекопов с декламацией на казахском языке, помощников машинистов с татарскими плясками, плотников с русскими плясками, исполнителей танца „Яблочко“, и даже женский украинский хор из чернорабочих.»

Кроме того, детское творчество также занимало важное место.

«Альбом Челябинского областного детского художественного дома показывает детей, участвующих в разнообразных кружках, в том числе театральных. Например, они играли в спектакль „Борис Годунов“ по Пушкину.»

Культурная жизнь кипела не только в городах, но и в спецпоселках.

«В Челябинской области в 30-е годы появилась целая серия спецпоселков. Сохранилась фотография клуба-спецпоселка Сухая-Атя, Ашинский район», — рассказывает ведущий.

Эти документы и фотографии позволяют восстановить картину повседневной жизни южноуральцев 90 лет назад, увидеть, как в сложных условиях формировалась новая культура.

«В середине 30-х годов не только формировалась Челябинская область и строились промышленные гиганты, но и развивались образование и культура. Появлялись новые библиотеки, театры», — говорит историк.

Особое внимание уделялось национальной политике. Власти активно работали с татаро-башкирским населением.

«В 20-30-е годы велась большая культурная работа в отношении татаро-башкирского населения. В райисполкомах и облисполкомах были специальные отделы по работе с национальными меньшинствами.»

Одним из направлений этой работы было внедрение нового алфавита. До революции тюркское население использовало арабскую графику. В конце 20-х годов было принято решение о переходе на латиницу — яналиф, или новый тюркский алфавит.

Итак, каковы были цели этой реформы?

«Задача была внедрить новый алфавит повсеместно, чтобы татаро-башкирское население читало советские газеты. В начале тридцатых годов на Южном Урале из 60 местных газет 11 выходило на татарском языке», — объясняет Антипин.

Однако, как показывают документы, внедрение нового алфавита столкнулось с трудностями. Около половины татаро-башкирского населения нуждалось в обучении. Но уже в начале 30-х годов появляются первые отчеты об успехах:

«Являющийся одним из крупных завоеваний тюркско-татарских народностей СССР... новый алфавит нашел широкое свое распространение на Урале и практическое применение.»

Однако и эта реформа оказалась не последней. В середине 30-х годов тюркское население вновь было вынуждено переучиваться — на этот раз на кириллицу.

В завершении выпуска Николай Антипин рассказал историю челябинской актрисы Софьи Петровны Вадовой.

«Челябинск приобретает статус столицы, и в этом городе должен быть столичный театр. Софья Петровна Вадова стала ведущей артисткой Челябинского театра драмы.»

Софья Вадова сыграла десятки ролей, среди которых Катерина в «Грозе», Глафира в «Волках и овцах», Васса Железнова в одноименной пьесе. Она стала первой заслуженной артисткой РСФСР в Челябинске.

Софья Вадова не только блистала на сцене, но и щедро делилась своим опытом.

«В большую преподавательскую работу в студиях при Драмтеатре и ДК ЧТЗ, а также была членом жюри областных смотров художественной самодеятельности», — рассказывает Николай Антипин.

В 1937 году Челябинский горсовет торжественно отметил 25-летие сценической деятельности Софьи Вадовой. Ей была вручена премия, организован бенефис, а вскоре присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

1934 год стал знаковым и для Челябинского кукольного театра.

«В 1934 году начинается история Челябинского кукольного театра. Формально он образован в 1935, но, судя по газетам, уже в 1934 году активно работал.»

Кроме того, репертуар театра постоянно пополнялся новыми постановками.

«Новая пьеса с новыми типажами, написанная по заказу молодой поэтессой Татьяной Никитиной, является продолжением первой серии „Довольно баловаться, пора и за ум взяться“. Вторая серия называется „Петрушка-ух на льдину-бух“.»

Культурная жизнь кипела не только в Челябинске, но и в области.

Эти факты свидетельствуют о том, что культурный досуг был важной частью жизни сельских жителей. Даже колхозы приобретали музыкальные инструменты, ставили спектакли, устраивали концерты.