В новом выпуске программы «Южный Урал в историях» историк Николай Антипин рассказал о зарождении женского движения в Челябинской области. Архивные документы и фотографии раскрывают перед нами картину активной борьбы женщин за свои права в 20-30-е годы прошлого века.

«Женский вопрос волновал советскую Россию после революции. Праздник 8 марта — символ освобождения женщины. В новой советской России стояла задача дать женщине права, не только политические, но и социальные», — говорит Николай Антипин.

Одним из первых документов, посвященных работе среди женщин в Челябинской губернии, стал протокол от декабря 1919 года. В нем товарищ Косарев призывал женщин бороться за советскую власть, которая, по его словам, освобождала их от неравенства. Но что думали сами женщины?

«Товарищ Григорьева, выступавшая вслед за Косаревым, призывала к работе всех женщин: „Теперь перед нами широкое поле деятельности. Советская власть организует ряд учреждений, чтобы улучшить нашу жизнь. Школы, больницы, приюты — везде работают теперь женщины“», — цитирует Григорьеву историк.

Григорьева приводила конкретные примеры улучшения жизни женщин: организация бесплатного детского питания в больших городах, общественное воспитание детей, чтобы помочь занятым и часто неграмотным матерям. Работа с женщинами велась через женсоветы и женотделы — структуры, созданные при партийных комитетах. Туда выбирались делегатки — активистки, которые вели активную работу среди женщин Южного Урала.

«Фотографии 20-х годов показывают, как выглядели эти активистки. Они боролись за право женщины на труд, за то, чтобы не увольняли беременных и не сокращали при закрытии производства. Документы рассказывают, кто были эти женщины, например, делегатки в Троицке, участницы первой женской конференции в этом городе.»

Архивные материалы позволяют нам увидеть лица и услышать голоса женщин, боровшихся за свои права и менявших жизнь Южного Урала к лучшему. Они создавали школы и больницы, боролись за право на труд и достойную жизнь, становились депутатами и общественными деятельницами.

В архивах сохранились не только их фотографии, но и анкеты, позволяющие узнать о жизни делегаток.

«Вот, например, опросный лист Елизаветы Архангельской, прачки из прачечной № 1. 18 лет, грамотная, беспартийная. На вопрос, какой областью советской работы интересуется, отвечает: „Челябинской“.»

Этот, казалось бы, простой ответ говорит о желании молодой женщины участвовать в строительстве новой жизни именно в своем регионе.

Насколько активно женщины были вовлечены в общественную жизнь?

«К 1935 году в сельсоветах уже заседало почти 15 тысяч женщин, в депутатских группах при колхозах — около 3 тысяч, при горсоветах — 4,5 тысячи», — рассказывает историк.

Это результат работы женотделов и женсоветов.

Одним из ярких проявлений женской активности стала стенгазета «Делегатка».

«„Делегатки“ — это крестьянки, рабочие, представительницы разных профессий, которых советская власть стремилась вовлечь в общественную жизнь. Они представляли трудовые коллективы и сообщества, собирались на съездах, обсуждали важные вопросы», — поясняет Николай Антипин.

Издание своей газеты стало важным элементом их деятельности.

Как же создавалась газета «Делегатка»?

«Первый выпуск стенгазеты „Делегатка“ вышел в 1924 году. Была организована редколлегия, создан рабкоровский кружок, проведена презентация газеты, на которой присутствовало 500 человек.»

Это было важное событие для женского движения.

Воспоминания «делегаток» позволяют увидеть, с какими трудностями они сталкивались и как их преодолевали.

«Товарищ Васильева вспоминает, как в 1920 году она выявила отсутствие организационной работы среди женщин в Колупаевском районе (ныне часть Челябинска) и решила взять эту работу на себя. С большим трудом она вовлекала других женщин в общественную деятельность, организовала школу в заброшенном здании», — говорит Антипин, ссылаясь на архивные материалы.

Этот пример демонстрирует инициативность и настойчивость женщин в решении социальных проблем. В газете «Делегатка» публиковались не только новости, но и литературные произведения, отражающие настроения того времени.

Празднование 8 марта в 30-е годы также имело свою специфику. Газеты выходили с тематическими номерами, посвященными женщинам-работницам.

«Номер газеты „Наш штурм“ от 8 марта 1935 года (районная газета Качкарского района, ныне Пластовский) полностью посвящен „Дню работницы“. На первой полосе — поздравление от Сталина: „Женщины составляют половину населения нашей страны. Они составляют громадную армию труда... Вот почему мы должны приветствовать трудящихся женщин и их выдвижение на руководящие посты“.»

Иными словами, в первую очередь ценилась роль женщины как работницы, члена трудового коллектива.

«Газета рассказывает об истории праздника, о Кларе Цеткин и Розе Люксембург, о том, как 8 марта стало государственным праздником. В то время этот день был рабочим, нерабочим он стал только в 60-е».

На страницах газеты — примеры женщин-тружениц, активисток.

«„Савельева — примерный продавец“, „Ремеслова хорошо воспитывает детей (воспитатель в яслях)“, „Растут ряды ударниц производства (сотрудницы „Качкальзолото“)“.»

Отдельное внимание уделялось положению женщин из числа национальных меньшинств.

«Публикация „Нет больше рабыни-нацменки“ рассказывает о том, как тяжело жилось женщинам до революции и какие возможности открылись перед ними после. Пример: „Нацменка Коломудинова в царские времена не могла даже иметь представление о химлаборатории. А сейчас она работает бригадиром химлаборатории“.» Важно отметить, что термин «нацмен» в то время не был оскорбительным, это было сокращение от «национальное меньшинство», — объясняет историк.

Праздничный номер газеты завершается стихами.

«Стихотворение „Женщине“ Владимира Пермского: „Душа моя наполнена весельем, Восьмое марта праздник наступил, И мысли кружатся в веселой карусели, Растет и ширится приток здоровых сил“.»

Этот номер газеты — яркий пример того, как 8 марта использовался для пропаганды достижений советской власти и демонстрации новой роли женщины в обществе.