Ровно 55 лет назад, 17 ноября 1970 года, первая советская автоматизированная станция «Луноход-1» была доставлена на спутник Земли. Устройство управлялось дистанционно командой операторов из Подмосковья. Три смены круглосуточно они координировали работу аппарата и выполнили поставленную задачу. Отметить успех советских робототехников решили их современники. Для этого повторили эксперимент.
Триумф советской науки и техники сегодня собираются повторить школьники! Воспитанники программ по робототехнике «Курчатов Центра» создают собственные луноходы. Корпус собирают из конструктора, но для чистоты эксперимента в каждом наборе не хватает нескольких деталей.
Никакого чертежа, только инженерная смекалка! Егор Немцев приехал из Миасса вместе с товарищем. В команде они работают над собственным космическим аппаратом.
«Самое сложное, что нет никаких размеров, нужно все мерить штангенциркулем и уже подгонять размеры. Получается, мне нужно собрать весь луноход, продумать всю механику, разработать узел, который будет участвовать в работе передвижения, плюсом еще разработать захват, который я уже сделал, и все это представить в красивом виде», — поделился инженер команды «ROBIK» (Миасс) Егор Немцев.
Недостающую деталь Егор вырезает на лазерном станке. В это время его товарищ по команде паяет микросхему, то есть создает «мозг» лунохода, который позже «обучит» всем нужным командам.
«Ноутбук к контроллеру будет подключаться через вай-фай, то есть я напишу и загружу скрипт на СП-32, который будет подключаться к точке доступа, и мой ноутбук будет подключаться к этой же точке. И через сокеты на питоне они будут общаться друг с другом. Соответственно, с ноутбука я буду нажимать клавишу, и команда ехать вперед будет посылаться на СП-32», — рассказал программист и оператор команды «ROBIK» (Миасс) Тимофей Козлов.
Инженерный хакатон «Луноход: призма времени» проводят уже во второй раз. В этом году на соревнования приехали 60 школьников из Челябинска, Сосновского района, Миасса и Кыштыма. Состязаются участники в двух категориях: младшая — это учащиеся с 5 по 7 класс, и старшая — ученики с 8 по 11. Всех робототехников поделили на команды по три человека, каждый из которых занимает должность «инженера», «программиста» или «оператора».
Это один из луноходов, которые собрали участники в прошлом году, его предполагаемая миссия — сборка железной руды на Луне. Для того чтобы контролировать действия аппарата на спутнике нашей планеты, механизм оснащают камерой, с помощью которой регулируют действия устройства. Также луноход оснащен вот таким механизмом захвата для сбора полезных ископаемых.
В этом году задачу для школьников решили еще усложнить! Так, реальным советским луноходом операторы управляли на расстоянии 400 тысяч километров! Именно столько от Земли до Луны. Отправлять в космос устройства из дерева и пластика, конечно, не стали. Но решили, что «руководить» действиями аппарата участники будут через стену. Луноход высадят на улице, а центр управления разместят в здании.
«Я, конечно, рассчитывал, что пойдет снег и условия будут совсем экстремальные. Но пообещал ребятам, что осадки будут в любом случае, поэтому они должны продумать не только как собрать робота, но еще и сделать его устойчивым для внешних факторов воздействия. В космосе, конечно, космическая радиация и низкая температура. С низкой температурой нам не повезло, но кто-то говорит, что к счастью, а вот осадки мы обеспечим», — подчеркнул методист регионального центра «Курчатов центр» Дмитрий Ловчиков.
Хакатон призван вовлечь школьников в решение инженерных задач, приближенных к реальным условиям. По итогам соревнования на Луну мог бы отправиться аппарат команды из Миасса. Робот Егора и Тимофея точно выполнил все поставленные задачи, а еще остался невредим, несмотря на ветер и снег с дождем. Кто знает, может, в будущем именно эти молодые люди перевернут очередную главу в освоении космоса.