Вот уже год все мы живём в условиях, где одним из определяющих факторов стала новая коронавирусная инфекция. Впрочем, приставка в названии «новая», уже для многих звучит странно. COVID-19 и пандемия давно превратились в явления, повлиявшие не только на область медицины и здравоохранения, но и экономику, и образование...

Взять хотя бы дистанционное обучение школьников и студентов. Техническая неподготовленность и страхи родителей за образование своих детей нашли отражение в шутках и анекдотах. Как «удалёнка» отразилась на постфольклоре — тема, которую изучили филологи Миасского филиала ЧелГУ.

Сегодня жизнь студентов постепенно возвращается в привычное русло. Уютные домашние кресла и вебкамеры вновь пришлось сменить на аудитории.

Впрочем, это к лучшему, утверждают педагоги и сами студенты. Освоить в полном объёме материал в дистанционном формате трудно. Сказались отсутствие опыта и технического оснащения. Даже на подготовку учебных презентаций, времени просто не было.

«Есть, естественно, какие-то нюансы. У кого-то компьютер завис. То есть какие-то простые вещи, которые, в принципе, бывают и на очном обучении. Но, в целом я не заметил проблем. Хотя, конечно есть какие-то предметы, которые трудно по „удалёнке“ преподавать. То есть там, где нужна какая-то коммуникация», — Иван Орлов, студент ЧелГУ

Как общество отреагировало на новое явление — тема, которой заинтересовались здесь же, в ЧелГУ.

Доцент кафедры филологии Татьяна Савельева изучила вопрос. Для этого пришлось просмотреть десятки популярных сайтов. Столкнувшись с вынужденным дистанционным обучением, социум ответил на этот вызов анекдотами и мемами. Специалисты говорят, что они служат своего рода барометром состояния общества, отражают накал тех или иных социокультурных проблем.

«Правила обычного урока выработаны давно: учитель заходит в класс, дети встают, здравствуйте, садитесь, записали тему урока. Как всё это проводить в дистанционном формате? И вот появляются анекдоты о том, что на заднем плане ходят родители в трусах, о том, что студенты выключают камеру, чтобы пить пиво прямо на уроке», — Татьяна Савельева, доцент кафедры филологии Миасского филиала ЧелГУ

Татьяна Савельева утверждает: высмеивание является своеобразной формой защиты общества от явления, проблемы которого видны, но повлиять на которые отдельному человеку невозможно.

Это не первое исследование филологов ЧелГУ языковых и фольклорных явлений, которые появились в результате карантинных мер. Ранее коллеги с кафедры теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета составили словарь эпохи пандемии коронавируса, куда вошли более 100 новых слов.