По закону отслужившие свой срок шины нельзя просто взять и выбросить на свалку: закон это запрещает. Резина разлагается сотни лет. Такие отходы загрязняют окружающую среду, а при сжигании выделяют ядовитые вещества, которые отравляют воздух, почву и воду. Резину необходимо утилизировать. Теперь в Челябинской области сделать это можно — с пользой.
В Коркино запустили предприятие по переработке старых автомобильных шин! По мнению экспертов, это позволит очистить город от стихийных свалок покрышек и дать б/у резине вторую жизнь.
Такие травмобезопасные покрытия сегодня есть практически на каждой детской площадке: в сквере или во дворе. Но мало кто из детей задумывается о том, что этот настил представлял собой обычную автомобильную шину до того, как ее переработали и разделили на мелкие крупицы.
В этом автосервисе сегодня — «шинный детокс». Все, что осталось после сезона массовой «переобувки», отправляют в утиль. Изношенные покрышки умещаются в кузове ломовоза. Резиновый груз везут на переработку.
«Шины не должны быть крашеные и не должны быть грязные. То есть это уже другой вид отходов, если они будут крашенные или загрязненные. Они должны быть в чистом виде», — рассказал руководитель предприятия по утилизации промышленных отходов Денис Боженов.
Старую «резину» привозят в Коркино. Здесь, на специализированном предприятии, ненужным шинам дают шанс на вторую жизнь.
«Первый этап подготовки шины перед разделкой — это установка КВ-700. Она нужна для выдирания бортового корда из колеса для дальнейшей его переработки. Резка крупногабаритной шины по типу БелАЗ. Измельчаем ее на наши удобные части, чтобы у нас легко перерабатывался шредер. Идет процесс по измельчению: колеса погружаются на конвейерную ленту, поступают непосредственно в шредер. Шредер — основной, где происходит процесс измельчения до фракции 100 мм. После измельчения уже идут более мелкие фракции, идет сепарация: отделение металла корда от резины, аспирация — это отделение резинового корда от резины. То есть мы уже получаем чипсу, которая дальше дробится. Здесь у нас находится зона рассева, по итогу получаем готовый продукт. Фракция делится на несколько частей: это однерка, тройка и пятерка пофракционно. Из этого уже мы получаем нашу крошечку», — рассказал специалист.
Резиновую крошку используют для создания необходимых в быту предметов. Одна часть станет настилом на детской площадке, что-то пойдет на производство придверных резиновых ковриков. Переработанные шины используют и при пошиве подошв мужских ботинок. Эксперты европейского агентства по химическим веществам пришли к выводу, что использовать такие материалы безопасно. Доктор биологических наук Альфира Сибиркина говорит: выделение летучих органических соединений на площадках, выстеленных прорезиненным покрытием, соответствует норме общественных зон.
«Есть стандарт, который называется — требования к бесшовным резиновым изделиям. Там и прописаны условия, которые должны соблюдаться при изготовлении дорожного покрытия. На них разрешено делать все, кроме бега в шипованной обуви», — отметила директор профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ, доктор биологических наук Альфира Сибиркина.
Получается, что, отслужив верой и правдой своим хозяевам, теперь уже в переработанном виде старые шины будут служить на благо другим. Вот только в России на данный момент законным путем утилизируют всего 15% старых шин. А вот попыток избавиться от ненужной резины подпольно не становится меньше.
«Когда сжигается в неподготовленных условиях, происходит выброс загрязняющих компонентов перманентно. То есть в одно время в большом количестве, и все это сразу в окружающую среду. И в том числе достается тем людям, которые в этот момент работают», — подчеркнул специалист.
Причина тому — высокая угроза окружающей среде. Автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности, поэтому выбрасывать их на свалку запрещено. Экологичный выход есть — сдать покрышки на переработку.