Легендарные «Икарусы», венгерские «гармошки», давно ушли с городских маршрутов, но их еще можно увидеть в Челябинске. Житель города Максим Власов уже несколько лет занимается скупкой и восстановлением списанных советских «Икарусов». Он делает это не для перевозки пассажиров, а ради сохранения памяти об этих знаковых автобусах. В его коллекции уже несколько ценных экземпляров, о которых с теплотой вспоминают многие жители города.

«Я пытаюсь сохранить историю нашего с вами родного города по части венгерских автобусов, которые в нем эксплуатировались довольно продолжительное время», — рассказал коллекционер автобусов Максим Власов.

В коллекции Максима сейчас пять «Икарусов» 260-й и 280-й моделей. Как рассказывает Максим, интерес к автобусам проявился еще в детстве.

«Я даже сам себе не могу ответить, почему я заинтересовался. Просто интерес появился вот к автобусам, к транспорту и все. Я просто ездил часто и все. И, видимо, интерес появился. А возраст — это где-то с начальной школы еще было», — поделился Максим Власов.

Первый «Икарус» Максим купил в 20 лет. Это был 260-й «Икарус» курганской сборки, что придавало ему особую историческую ценность для региона.

Один из экспонатов коллекции — «Икарус», проработавший 48 лет на Уральском горнообогатительном комбинате в городе Асбест Свердловской области.

«Автобус проработал 48 лет на Уральском горнообогатительном комбинате в городе Асбест Свердловской области. Получали в 74-ом году десять вот таких автобусов, один из которых доработал до своего 48-летия, а позже был приобретен, чтобы стать музейным экспонатом», — подчеркнул Максим Власов.

Восстановление старых автобусов — дело непростое. Самое трудное, по словам Максима, это найти место для хранения и организовать ремонтную базу. Но, несмотря на трудности, коллекционер не намерен останавливаться.

«Мечта была в свое время работать, но время шло, и венгерские автобусы исчезли из нашего города, поэтому захотелось сохранить часть этой истории для нашего населения в целом, ну и для себя в частности», — отметил Максим Власов.

Один из восстановленных «Икарусов» Максим увидел еще школьником, когда тот стоял на ремонте.

«Он стоял в зоне ТО-2. Висел на подъемниках. У него был снят передний мост, меняли ступичный подшипник. Ему уже было тогда, на тот момент, 39 лет. И я никак не думал, что спустя еще 10 лет он будет эксплуатироваться до сих пор, и что мне удастся его приобрести», — поделился Максим Власов.

Максим с удовольствием занимается ремонтом и эксплуатацией автобусов, отмечая их удобство и мягкость управления по сравнению с современными моделями.

«Нравится, конечно, все. И ремонтная часть, и эксплуатация автобуса. Вот если сравнивать, скажем так, с новыми, современными автобусами, то, скажем, по управлению „Икарус“ намного мягче, выше посадка, удобнее», — рассказал Максим Власов.

Приборная панель «Икаруса» продумана до мелочей, все под рукой, не нужно никуда тянуться.

Главная цель проекта Максима Власова — сохранить память об «Икарусах» для будущих поколений.

«С этими машинами прошло и детство, прошла и юность, и первые годы своей работы тоже прошли вместе с „Икарусом“. То есть ностальгия, конечно, она есть, и этот проект создан для того, чтобы вот передать эту память и сохранить вот эту дань для нашего с вами населения, для нашего города», — отметил Максим Власов.

«Икарусы» — это не просто автобусы, это часть истории Челябинска, и благодаря таким энтузиастам, как Максим Власов, эта история будет жить.