За последние три года в России резко вырос спрос на все русское. В том числе и на традиционные национальные музыкальные инструменты. Люди хотят осваивать, да и просто слушать — балалайку, домру и гусли. Впрочем, экспертов эта тенденция ничуть не удивляет — интерес ко всему исконно русскому в последнее время заметен невооруженным глазом. Для создателя гусельной мастерской из небольшого южноуральского поселка Вязовая — тренд, безусловно, приятный. Дмитрий Парамонов — амбассадор гуслей на Урале! Он своими руками в мастерской создает инструменты, всех желающих учит играть на них и записывает альбомы традиционных наигрышей, былин и песен.

«У каждого же есть история из детства? В детстве приятные воспоминания. Вот у меня одна из историй, когда мой дедушка увидел как я тягаю его гармошку. Он говорит давай внучок учись играть, просто так не дергай. И показал мне на гармошке несколько кнопок, на которых надо играть и эту музыку я вот сейчас очень часто играю. Ту, которую дед показал», — поделился гусляр, мастер-гусельщик Дмитрий Парамонов.

Дмитрий родился и вырос в живописном поселке Вязовая на Южном Урале. Красота природы вдохновляет его на творчество.

«Я родился сам в прекрасном месте на Южном Урале в горах в поселке Вязовая, когда он назывался станция, я здесь вырос, здесь прошло мое детство, я потом уехал в город учиться и вернулся сюда же на место к себе на Родину, построил дом, здесь очень мне нравится климат и красота природы, то есть она способствует насмотренности человека, человек насматривается красоты и потом сам ее создает», — отметил Дмитрий.

В своей мастерской Дмитрий создает гусли на любой вкус, от традиционных до современных, и даже электрогусли!

«Вот этот инструмент я сейчас делаю для заказчика, который пожелал себе гусли громкозвучащие, вот эта модель Мехово — деревня Мехово Псковская область — они довольно громкие, это конструкция где-то 20 века, 19-20. И они играли в ансамбле с гармошками. Гармошки громкий инструмент и гусли тоже нужны, поэтому технологически здесь сделали 2 камеры. То есть двухкамерные гусли, звук и здесь и здесь образуется. И появляется стереоэффект как на колонках. Например, одна колонка левая и правая, они громче играют и стереоэффект появляется — так и здесь», — рассказал Дмитрий.

Дмитрий не только создает инструменты, но и сам прекрасно играет на них.

«Я могу сейчас показать, собственно, как играют в псковской традиции выбранной игрой, такая специфическая игра, сейчас настрою инструмент только. То есть, когда я играю, я выбираю каждую струну мелодию большим и указательным пальцем», — делится Дмитрий.

Дмитрий Парамонов — энтузиаст, который стремится сохранить и популяризировать русскую традицию игры на гуслях. Он планирует преподавать игру на гуслях в Москве.

«В школах этому не учат в музыкальных, в училищах тоже, но мы сейчас открываем в Москве новую кафедру по народному исполнительству, как раз по классу гусли, именно аутентичная традиция, но там не только гусли, там и скрипки, и бубны, и гармошки, многие другие инструменты, которые в народе используются в фольклорной традиции в институте культуры», — отметил Дмитрий.

Дмитрий изучает старинные инструменты, отправляясь в этнографические экспедиции.

«Я специально выезжал, мы делали экспедиции по инструментам, то есть мы записываем только музыкантов, только игру и расспрашиваем о мастерах, и бывает, что они сохранят где-то что-то там остатки, стамески, рубанки, кто-то бывает рассказывает, как делать какие-то вещи. Сохранились вот инструменты, которые мы в экспедициях находим, на чердаках различных вот, смотрим, как они устроены, как примерно их планировали делать, то есть рассматривает технологию изготовления на примере самих инструментов. Этот опыт бесценен, его нельзя взять и где-то найти, он есть и его передают из рук в руки, и поэтому за этим опытом он сам по себе ценен. Поэтому и обращение к корням, к традиции, потому что это ценность представляет», — подчеркнул Дмитрий.

Дмитрий не ограничивается традиционной музыкой. Он экспериментирует с жанрами и создает электрогусли.

 «Я стал играть и собирать коллективы акустических инструментов, вот мы играем в русортрендсе, у нас группа есть такая, которая играет аутентику именно на таких аутентичных гуслях настоящих. А еще есть коллектив, который играет именно электронную музыку — электрофолк, то есть это та же традиционная музыка, которую мой дедушка играл, только сыгранная в электричестве», — рассказал Дмитрий.

Идея создания электрогуслей возникла у Дмитрия под влиянием интереса к тому, как иностранные группы используют фольклор в своей рок-музыке. Его вдохновило появление в 2000-х метал-групп, которые опирались на русский, белорусский и украинский фольклор. Работая в группе, Дмитрий захотел создать специфический, кандовый русский звук и обратился к гуслям, что в итоге привело его к изготовлению электрогуслей.

Путь к созданию электрогуслей был непростым, ведь готовых решений на рынке не существовало. Дмитрию пришлось самостоятельно разрабатывать конструкцию и технологию. Он разработал модификацию инструмента, схожую с электрогитарой, с цельным корпусом, обычно из вишни, датчиками и электроразъемами, а также колками для натяжения струн.

Результат превзошел все ожидания. Электрогусли Дмитрия Парамонова обладают мощным и агрессивным звучанием. Использование расширенных датчиков позволяет достичь звучания в стиле панк-рок или метал, что идеально подходит для больших помещений, стадионов и концертных площадок.

Творчество Дмитрия Парамонова не осталось незамеченным. Он сотрудничает с известными музыкантами и участвует в масштабных проектах. В его планах — собрать стадион. Сейчас он работает с Игорем Матвиенко над этно-оперой «Князь Владимир», где использует разные виды гуслей. Проект получил широкую огласку и планируется как ТВ-проект. На презентации в Кремле Дмитрий исполнил фрагмент былины и подыгрывал Николаю Расторгуеву и Шаману.

Несмотря на признание и сотрудничество с известными музыкантами, Дмитрий Парамонов остается верен своей малой родине и своему делу. Он чувствует себя комфортно и вдохновленным, живя и создавая инструменты на своей земле. Дмитрий считает, что вся его душа и красота, которой он напитывается, переходит в инструменты, резонируя с его душой и передавая красоту другим.