На Южном Урале стремятся сохранить не только природное богатство, но и историческое наследие. На этой неделе старообрядческая община Белокриницкого согласия заявила о намерении построить церковь в Челябинске, назвав это «исторической справедливостью». По словам представителей общины, на момент основания Челябинской крепости треть ее жителей были старообрядцами. Сейчас община насчитывает около 150 человек.
Председатель общины Александр Шестаков рассказал, как собственный храм изменит жизнь общины.
«В данный момент мы снимаем офис в офисном центре, приспособили его для богослужений. В сентябре этого года земельный комитет выделил нам земельный участок для строительства церкви. Сейчас у нас ведутся на пожертвования предпроектные работы», — рассказал Александр Шестаков.
Вопрос финансирования строительства важен для общины, и они собирают средства своими силами.
«В основном у нас все на средства наших членов общины, то есть наши христиане сколько могут, жертвуют. Это с одной стороны. С другой стороны, у нас объявлен сбор и на интернет-ресурсах. На предприятии, где я работаю, это ЧТЗ-УРАЛТРАК, с позволения начальника цеха, я разместил объявление о сборе пожертвований, то есть можно сказать, всем цехом собираем на храм», — подчеркнул Александр Шестаков.
Земельный участок под строительство выделен в Советском районе, в поселке Колупаевка, на пересечении улицы Профинтерна и переулка Писарева. Примечательно, что неподалеку находится усадьба бывшего председателя общины — купца Василия Виссарионовича Маренова.
Внешне храм не будет отличаться от традиционных православных церквей, однако отличия кроются в деталях: старообрядцы крестятся двумя перстами, крещение проводится полным погружением в воду три раза, используется древнее знаменное пение, и иконопись отличается отсутствием живоподобия. У общины есть свой уникальный иконостас XVIII века, выполненный в традициях древнерусской иконописи.
Александр Шестаков — профессиональный историк, интерес к истории церкви привел его к изучению русского раскола XVII века, и в 24 года он крестился в русской православной старообрядческой церкви. Его супруга, Анастасия, познакомилась с ним на сайте старообрядческих знакомств после того, как увидела его фотографию с Великорецкого крестного хода. Сейчас они воспитывают сына и ждут второго ребенка, которого планируют приобщать к вере с детства.
Для Татьяны Кожухарь старообрядчество — это родословная и семейные традиции.
«По родословной это родители в третьем и, может быть, даже больше в каком поколении. Как бы, в семье нам тоже это все преподносилось, а нам все некогда было. Потом я втянулась — дети стали подрастать, вроде за них молиться надо. Родители стали умирать — за них надо молиться. Вот так я и пришла к этому», — рассказала старообрядка Татьяна Кожухарь.
«Это семейная традиция из веков-веков, я даже не знаю, куда она прослеживается. Дедушка — гонения такие были, он менял фамилию, прятался по лесам, но не отказался от веры», — поделилась старообрядка Татьяна Казанцева.
Южный Урал был заселен старообрядцами в начале XVIII века, однако XX век нанес сильный удар по старообрядчеству. Если раньше на территории Челябинской области было 17 старообрядческих церквей, то сейчас осталась лишь одна церковь, один священник и община в Челябинске. Строительство новой церкви станет важным шагом в сохранении и развитии старообрядческой культуры на Южном Урале.