Бушуевский фестиваль в Златоусте — это не просто событие, это настоящий пульс Челябинской области, живой памятник выдающемуся мастеру Ивану Бушуеву. Его имя неразрывно связано с созданием уникальной школы авторского холодного оружия, изделия которой сегодня украшают сокровищницы Московского Кремля, Эрмитажа и ведущих музеев России. Каждый год тысячи ценителей искусства и ремесел стекаются в Златоуст, чтобы стать свидетелями того, как под умелыми руками мастеров металл преображается в произведения искусства.
Нынешний фестиваль собрал более 200 ремесленников из 45 городов России, превратив «Деревню кузнецов» в эпицентр творческого поиска. Здесь, в дыму горнов и звоне молотов, гости могли не только увидеть, но и прикоснуться к древним секретам кузнечного дела: узнать, как рождается оружие, как плавится кричное железо и как шаг за шагом создается настоящая кольчуга.
«Фестиваль назван в честь Ивана Бушуева, мастера, который прославил город Златоуст и собственно создал технику Златоустовской гравюры на стали, благодаря которой наш город знают во всем мире», — рассказывает Татьяна Захарова, заместитель руководителя Центра развития туризма Златоуста.
Эта техника, отточенная веками, позволяет добиваться невероятной красоты и детализации на стальной поверхности, делая каждое изделие уникальным.
Атмосфера фестиваля пропитана духом созидания. Мастера, невзирая на жару и усталость, демонстрируют свои навыки.
«Да, работаем с детьми в основном, им интересно что-то увидеть новое, попробовать. Это же, по сути, взрослый пластилин, когда металл нагревается, он мягкий. Температура 800–900 градусов», — делится Михаил Власов, кузнец из Курганской области, показывая, как под его руками оживает раскаленный металл.
Он подчеркнул важность ручного труда:
«Я стараюсь работать именно руками. Металл добывали из болота, на холодную выбивали это все, потом обжигали», — говорит мастер.
Этот подход позволяет сохранить аутентичность и передать дух старинных ремесел.
Рядом кипит работа металлургов, восстанавливающих железо по старинной технологии серожелезной печи. Дульбус Марков из Якутии, который ведет этот процесс, объясняет:
«Это железная руда. Мы строим сперва печь. Находим из рудника руду, обжигаем, измельчаем и заправляем. Ну тут свои секреты есть, которые я, наверное, не буду раскрывать», — с улыбкой говорит Дульбус Макаров.
На изготовление всего четырех килограммов кричного железа уходит около шести часов кропотливого труда, требующего постоянного контроля и внимания. Руду для этого плавили с местного рудника.
Мастера показывают, что металл способен принимать самые разнообразные формы: от декоративных предметов, таких как цветы и ягоды, до бытовой утвари — сковородок, ложек и посуды. Каждое изделие, созданное здесь, — это не просто предмет, а воплощение мастерства, истории и уникального духа Златоуста.
Рядом Василий Учкин из клуба исторических реконструкций «Казаки» проводил мастер-класс по изготовлению доспехов.
«Мы восстанавливаем и чешуйчатые доспехи, где пластины сшиваются друг с другом, и кольчуги. «Кузнецы, которые занимались этим, назывались бронниками. Каждый специализировался на своем: кто-то делал только кольчуги, кто-то — целые комплекты доспехов. Это требует не только силы, но и точности, ведь от этого зависит жизнь воина», — поясняет мастер.
Участники фестиваля могли не только наблюдать, но и самим попробовать себя в роли мастеров. Удары молотом по раскаленному металлу, процесс создания колец для кольчуги — всё это дарило незабываемые впечатления.
«Самая сложная работа, пожалуй, была связана с изготовлением большого светильника с цветами. Я ковал его полностью вручную, без электроинструмента, используя большой и малый ручники, зубило. Это кропотливый труд, где листья и лепестки переплетались, скрепленные заклепками вместо сварки», — делится впечатлениями один из мастеров.
Фестиваль поразил своей аутентичностью, погрузив гостей в атмосферу старинной мастерской, где ценятся не только талант и навыки, но и трудолюбие, уважение к истории и традициям.