В Челябинске состоялся настоящий праздник марийской культуры — в гости к местному культурно-национальному центру приехали представители Республики Марий Эл. Программа «В поисках самоцветов» запечатлела яркие моменты этого события и приоткрыла завесу тайны над некоторыми традициями.

Ольга Исинбаева, руководитель семейного ансамбля «Таныптур сем», представила зрителям традиционный марийский костюм.

«Это фартук моей тетки, а это кафтан моей мамы. У каждой вещи свое предназначение. В праздники надевали одежду с особыми орнаментами, в углах которой обязательно присутствовала тамга — родовой знак. Орнаменты символизируют небо, жизнь, солнце», — рассказала Ольга.

Она также показала трехметровое полотенце, которое по традиции дарят жениху, объяснив, что оно обматывается вокруг шеи.

Особое внимание уделили свадебным обрядам. Ольга продемонстрировала обряд с хомутом: его нужно надеть на мужа, тогда он точно будет принадлежать жене. Затем последовал обряд с полотенцем, в котором старший мужчина семьи давал напутствие дружку (свидетелю), трижды ударяя его по спине завернутым полотенцем.

«За свадьбу отвечаешь, за невесту отвечаешь, за все ты отвечаешь», — объясняли участники обряда.

Приняв ответственность, дружок трижды бил в барабан, возвещая начало свадьбы. Интересно, что на старинных марийских свадьбах прятали все острые предметы, чтобы избежать конфликтов.

Ольга рассказала и о свадебном угощении:

«На столе стояли круглые пироги с крышкой из мочалки. Потянешь за мочалку — пирог открывается. Свадебные пироги не резали ножом», — поделилась Ольга Исинбаева.

Нож был только у одного человека, ответственного за него. Кульминацией стало троекратное обхождение вокруг стола, символизирующее начало свадебного торжества. Невесту, одетую в шарпан и лисью шапку, и зеленый кафтан, представляли жениху.

«Раньше говорили, марийскую девушку не видели, а слышали. Всё шумит, она идёт», — вспоминают участники.

Александр, музыкант из Йошкар-Олы, представил марийские музыкальные инструменты.

«Изначально у нас гармошки не было, все начиналось с барабана — он задавал ритм свадьбе и другим праздникам», — отметил музыкант.

Барабан также использовали для изгнания духов. Музыкант рассказал о разнице в способе ношения инструмента: в Марий Эл барабан вешают сбоку. А среди башкир принято располагать его перед собой. Он отметил, что темы марийских песен отражают жизнь народа: если песня грустная, значит, жизнь у народа тяжелая. Именно поэтому песни уральских марийцев зачастую печальные, а башкирских — веселые и задорные.

Анара Миндиярова, помощник руководителя челябинского марийского центра, рассказала о его деятельности:

«Около трех тысяч марийцев проживает в Челябинске. Мы участвуем во многих мероприятиях города, представляем марийскую кухню, показываем национальную одежду, проводим национальные праздники», — поделилась Анара Миндиярова.