Под жарким степным солнцем Южного Урала уже в 18-й раз распахнул свои объятия фольклорно-этнографический фестиваль «Аркаим». Более пяти тысяч гостей ежегодно съезжаются сюда, чтобы прикоснуться к древней культуре, переосмыслить историю и расширить свой кругозор. «Аркаим» — это не просто фестиваль, это живое воплощение традиций евразийских народов, уникальная возможность погрузиться в атмосферу прошлого и ощутить связь времен.
Фестиваль предоставляет площадку для обмена опытом ученым, историкам, этнографам, фольклористам, сотрудникам музеев и образовательных учреждений. Для посетителей всех возрастов открывается мир народных обычаев, игр, национальной кухни и ремесел. Здесь можно принять участие в реконструкциях древних событий и прочувствовать быт предков. В этом году программа фестиваля стала еще богаче, добавив новые гастрономические изыски.
«В этом году на фоне традиционных мероприятий, которые проходят постоянно, мы добавили новые форматы представления традиционной культуры современному человеку. У нас фестиваль-конкурс, включающий различные этнографические направления: фольклористику, костюмы, народный танец и пение, традиционные ремесла. Вместе с нашими партнерами мы постоянно ищем новые форматы. Одним из таких стали „Сказки на ночь“ — иммерсивные спектакли, вписанные в наши этнографические объекты, казачью усадьбу, мельницу. Это позволяет прочувствовать атмосферу более чем 150-летней истории», — рассказала Елена Кондрашина, генеральный директор музея-заповедника «Аркаим».
Фестиваль «Аркаим» — это не только праздник культуры, но и возможность развития экологического сознания. Здесь гости учатся ценить природу и понимать важность сохранения культурного наследия.
Музей-заповедник пригласил заглянуть в жилища двух разных эпох: бронзового века и времен кочевников. Реконструкции, воссозданные с археологической точностью, позволяют погрузиться в быт и культуру древних обитателей этих земель.
«Это археологическая реконструкция — аркаимский дом. Такие жилища, относящиеся к XVIII–XX векам до нашей эры, составляли поселение „Аркаим“. Это одновременно и жилое помещение, и производственная площадка», — рассказывает Антон Бубнов, начальник отдела популяризации культурного наследия музея-заповедника.
Внутри дома реконструированы печи для обжига керамики, приготовления пищи и обогрева.
«Сюда закладывалась керамика, замазывалось все, и через техническое отверстие закидывались бревна», — объясняет Антон Бубнов процесс обжига.
Особый интерес представляет печь-колодец — уникальное инженерное решение древних: за счёт перепада уровней из колодца создаётся тяга, позволяющая достичь высокой температуры, достаточной для плавки бронзы.
Внутри дома выделяется и общественная зона — место для семейных собраний и ритуалов. Здесь есть камин и пространство, где собиралась семья. В степи зимой из дома выходить было бессмысленно. Поэтому весь мир обитателей крутился вокруг либо жилища, либо поселения.
Распределение обязанностей в поселении было традиционным: женщины занимались ткачеством, изготовлением одежды, циновок и керамики. Мужчины же выполняли ритуальные функции, пасли скот и, конечно, защищали поселение. В жилища друг от друга не отличались совсем.
Далее путь лежит в юрту — традиционное жилище кочевников. Анна Закирова, научный сотрудник музея, погружает посетителей в мир кочевой культуры.
«Юрта — это дом кочевника, которому приходится перемещаться на огромные расстояния. Несколько столетий назад здесь были аулы казахов», — отметила специалист.
Юрта состоит из решетчатой стены, реек, шанырака, и двери.
«Шанырак — самая сакральная часть юрты. С ним связаны различные поверья и приметы. Его нельзя переворачивать, иначе уйдет благодать из дома», — подчеркнула Анна Закирова.
Интересно, что традиционно юрту возводили женщины, а мужчины лишь поднимали шанырак.
Место напротив входа в юрту называется «тор», оно предназначено для почетных гостей. Над тором традиционно вешают ковер с особым символизмом. Завитки на ковре, напоминающие бараньи рога, — это знак гостеприимства. Интересно, что ковры в казахской культуре чаще всего войлочные или безворсовые, что обусловлено условиями жизни в степи, где сложно стирать большие ворсовые ковры из-за дефицита воды.
«У нас представлено много мастеров из Челябинской области и соседних регионов. Этот фестиваль — возможность поделиться своим творчеством, вдохновиться самим и вдохновить других», — говорит Елена Кондрашина, генеральный директор музея-заповедника «Аркаим».
Одним из занятий на фестивале стало лоскутное шитье тюльпанов — традиционного казахского элемента. Из маленьких треугольников сшиваются квадраты, а затем из них формируется цветок. Любопытно, что мальчики, как отмечают мастера, справляются с этим ремеслом даже лучше девочек.
«Если раньше текстиль был необходимостью, то сейчас это скорее способ отдохнуть от динамичной современной жизни, своеобразная медитация», — объясняет народный мастер Пермского края Ольга Спехова.
В итоге получился насыщенный день, полный новых знаний о кочевой культуре, быте, традициях и ремеслах.