Программа «В поисках самоцветов» продолжает свои экспедиции. На этот раз съемочная группа приехала в поселок Сухореченский, окунулась в атмосферу жизни замечательной казахской семьи. Сегодня мы раскроем секреты формирования казахского языка, тайны древних раскопок в Карталинском районе, тонкости приготовления «крутого» бешбармака и, конечно же, незыблемые правила казахского гостеприимства.

Путешествие началось с знакомства с традиционным укладом казахской семьи. Вместе с хозяевами мы попробовали национальные блюда, прикоснулись к народным обычаям и даже встретились с представителями местной мусульманской общины в мечети. Особое внимание было уделено истории и культуре края, связанной с древними племенными объединениями.

Жанслу Жанспаева, преподаватель истории, поделилась своим исследованием о формировании казахского языка и племен:

«Раньше были разные племенные объединения. Эти племенные объединения тоже складывались в свое время из тех народностей, которые жили. И у нас на территории нашего района ведутся раскопки, каменные амбары возле Варшавки, Аркаим. 22 городища таких. Все спрашивают, а кто здесь жил? Цаки, сарматы. А на каком языке говорили? Да на том языке, на котором они говорили. Стала искать, а как складывался казахский язык? Как складывались казахские племена? И пришла к выводу, что все народы, которые жили на всей этой огромной территории, начиная от Алтая, можно сказать, до Волги и до Востока — это все то тесто, из которого формировались народы, которые живут сейчас», — рассказала Жанслу Жанспаева.

Кульминацией кулинарного знакомства стало приготовление бешбармака — главного национального блюда. Кеженгуль Иртуганова, руководитель казахского национально-культурного объединения «Мейрам», рассказала о его тонкостях:

«Бешбармак умеет, я думаю, практически каждая хозяйка варить. Обязательно нужно мясо — отборное. Готовится из любого: конины, говядины, баранины. Но больше всего предпочитаем мы, конечно же, конину. Потому что из нее еще мы делаем колбасу. У нее есть такие особые кишки, которые идут с жиром. И плюс у конины есть казы, который больше всего ценится. Мясо сварили, вытащили, раскрошили, приготовили. Сейчас, в современном мире, мы добавляем уже и картофель», — поделилась Кеженгуль Иртуганова.

Кроме того, она раскрыла секрет неписаного закона казахского гостеприимства:

«Вот обязательно, когда человек появляется в доме, у нас, казахов, никогда не спрашивают, с какой он целью появился. Да, казахи его встречают. Садят за стол, накрывают стол, чай накрывают, всё, что есть, всё ставят. И когда, уже накормив человека, напоив, потом он сам рассказывает, с какой целью он шёл, как попал сюда. А так никогда не спрашивают», — отметила Кеженгуль Иртуганова.

Не обошлось и без интересных деталей о традициях приготовления. Оказалось, что в разных селениях бешбармак могут готовить как женщины, так и мужчины, что добавляет еще один слой колорита в эту удивительную культуру.

Традиции приготовления пищи у казахов имеют глубокий смысл. Согласно казахской поговорке «Ед, едке, сурпа, битке», употребление мяса способствует физической силе и выносливости, укрепляя тело. Бульон же, напротив, считается эликсиром молодости и красоты, поддерживая гладкость кожи. Название самого известного казахского блюда, бешбармака, в переводе означает «пять пальцев». Исторически сложилось, что казахи едят бешбармак руками. По крайней мере, в прошлом так и было.

В современном мире казахи все чаще пользуются столовыми приборами. Однако раньше кочевой образ жизни диктовал свои правила, и посуда была преимущественно деревянной, включая пиалы. Такие предметы были более практичны в условиях постоянных перемещений, в отличие от хрупких материалов, которые могли разбиться или издавать лишний шум.

Традиционная казахская одежда несет в себе также глубокий символизм. Кеженгуль Иртуганова рассказала о кимешеке, головном уборе, который носят женщины после рождения ребенка. Этот убор имеет практичное назначение, облегчая кормление, и при этом обеспечивает скромность, закрывая грудь и тело. Трансформация головных уборов отражает этапы жизни женщины: от тюбетейки для девочек до саукеле невесты, а затем — платка и кимешека для замужних женщин.

Важной частью образа являются серебряные украшения. В прошлом, когда ювелирное искусство было развито, женщины носили изделия из серебра на руках, а девочкам вплетали их в косы. Эти украшения служили не только как знак благополучия, достатка и здоровья, но и как оберег, отгоняющий злые силы своим мелодичным звоном.

Пятничная традиция выпекания семи лепешек, известная как «жума шай», тесно связана с поминовением предков. Число семь — сакральное, символизирует семь небесных слоев. Считается, что духи предков посещают дома в четверг после обеда и в пятницу до обеда. Чтобы порадовать их и показать, что их помнят, готовят ароматные лепешки. Запах жареного хлеба и масла свидетельствует о том, что предки не забыты и их чтят.

А казахский народный инструмент — домбра, по словам домбриста Ильяса Кусимова, в современной версии имеет две струны, настроенные по кварте. Однако, согласно легенде, изначально домбра была пятиструнной. Трагическая история ее трансформации связана с любовью домбриста к дочери хана. Жадный хан, разгневанный правдивой песней домбриста, приказал бросить раскаленный свинец в инструмент. В результате пятиструнная домбра потеряла три струны, а в ее середине появилось характерное звуковое отверстие.

Здесь, в поселке Сухореченский, где мечеть долгое время оставалась лишь несбыточной мечтой, мусульманская община решила взять дело в свои руки. После безуспешных попыток построить культовое сооружение, люди, объединенные верой и общими усилиями, нашли новый путь.

«Мы долго пытались осуществить нашу мечту, собирали средства, но ничего не выходило. Наши ожидания были напрасны, поэтому мы решили открыть свою мечеть», — делится Кеженгуль Иртуганова.

История обретения места для молитвы оказалась наполнена трогательными моментами. Одной из первых, кто внес свой вклад, стала старейшая жительница поселка. Не пожалев времени и сил, она специально отправилась в соседний город Карталы, чтобы приобрести первый, новенький чайник — символ домашнего уюта и гостеприимства, предназначенный для будущего дома собраний.

«Она привезла его для мечети, и с тех пор у нас стало столько посуды, столько всего необходимого. И наша мечеть теперь никогда не закрывается, она почти всегда полна», — поделилась напоследок Кеженгуль Иртуганова.