Южный Урал — край, богатый не только природными ресурсами, но и талантливыми людьми. В поисках таких «самоцветов» наш путь лежит в село Неплюевка Карталинского района, где живет и творит мастер по дереву Виктор Сафронов.

Встреча с Виктором Владимировичем с ведущим Александром начинается у старинной церкви, восстановлении которой он принимал активное участие.

«Церковь — старая, это гордость нашего села», — гордо говорит мастер, приглашая внутрь.

Внутри храма внимание сразу привлекает иконостас с резными царскими вратами. Виктор Владимирович рассказывает, что эта работа — плод коллективного труда жителей села. Тонкая, искусная резьба поражает воображение.

На вопрос о происхождении узоров, напоминающих виноградные лозы, мастер поясняет:

«Это традиционный канонический узор любой православной церкви. Христос сказал: „Я лоза, вы гроздья винограда, на лозе дети“. Поэтому виноград — это традиционный символ», — говорит Виктор.

Виктор Владимирович вспоминает, как вместе со старшим сыном создавал этот иконостас в течение целого учебного года, работая после уроков.

На стенах храма виднеются не до конца отреставрированные фрески с изображением двенадцати апостолов.

«Они начали проявляться после ремонта храма. Их немного отмыли, и сейчас они прекрасно видны. Господь являет нам такое небольшое чудо», — рассказывает Виктор Владимирович.

Мастер предлагает попробовать себя в резьбе по дереву и показывает, как нанести узор на деревянную ложку. Работа начинается с специального ножа с косым лезвием — «косяка».

Виктор Владимирович подробно объясняет технику резьбы, как правильно держать инструмент и наносить насечки. Он отмечает, что геометрический орнамент, который мы пробуем вырезать, — интернациональный, и мастера по всему миру используют его в своих работах, создавая удивительные по красоте узоры.

Виктор Сафронов — настоящий «самоцвет» Южного Урала, хранитель традиций и мастер своего дела. Его работы не только украшают храм в родном селе, но и являются свидетельством таланта и духовности жителей этого края.

Другая встреча с «двуликим» самоцветом Южного Урала — кузнецом и хирургом в одном лице — интригует и вызывает любопытство. Ведущий Ярослав приехал в Троицк, в кузницу Игоря Ращектаева.

Первое, что удивляет, — это прохлада в кузнице, разрушающая стереотип о раскаленном воздухе. Игорь Владимирович, встречая съемочную группу, с улыбкой поясняет:

«Если мы пришли в кузницу, то мы, естественно, покуем металл», — говорит кузнец.

И тут же начинает свой рассказ о том, как врач-хирург, заведующий эндоскопическим отделением, стал кузнецом.

«Все началось в детстве с книги „Звонкая песня металла“», — вспоминает Игорь Владимирович.

Эта книга настолько впечатлила его, что после службы в армии, начав работать врачом, он стал по крупицам собирать инструменты, изучать литературу по кузнечному делу. И вот результат — собственная кузница, уже вторая по счету, где он занимается ручной ковкой.

На вопрос, может ли он сам изготовить необходимый инструмент, Игорь Владимирович отвечает утвердительно:

«Кузнец, если хочет сделать какую-то вещь, то он под эту вещь обязательно делает инструмент», — говорит он.

Он с юмором рассказывает о своих первых шагах в кузнечном деле:

«Первый горн — это был украденный у тёщи таз, в котором я пробил отверстие для поддува. А первые клещи мне подарил пациент-кузнец», — объясняет он.

Затем Игорь Владимирович продемонстрировал процесс разжигания огня с помощью огнива, состоящего из кресала, кремня (или пирита) и трута. Он подробно объясняет, как наши предки добывали огонь, используя трутовики — грибы, растущие на деревьях.

Мастер предлагает попробовать себя в роли кузнеца. Под его руководством Ярослав научился держать клещи, доставать раскаленный металл из горна, устанавливать его на наковальню и работать молотом. Завершающий этап — закалка изделия в масле.

Встреча с Игорем Ращектаевым — это знакомство с удивительным человеком, для которого кузнечное дело стало не просто хобби, а второй профессией, дополняющей и обогащающей его основную врачебную деятельность. Это пример того, как творческий поиск и стремление к мастерству помогают раскрыть внутренние «самоцветы», скрытые в каждом из нас.