А теперь поговорим о самолетах. Точнее о том, как оказать помощь человеку, если ему вдруг стало плохо на борту. Так, например, при посадке в лайнер, который должен был отправиться из Уфы в Иркутск, сознание потерял пассажир. Прибывшие на место медики не смогли его спасти. У другого мужчины произошел приступ. Еще один человек после увиденного и вовсе отказался от вылета. А ведь если бы кто-то из присутствующих умел оказывать первую помощь, трагедии можно было бы избежать.
Как вести себя и что делать, если вы стали свидетелем такой ситуации, рассказал федеральный эксперт по первой помощи Дмитрий Микрюков в рамках конференции «Авиамедицина 2025». Его выступление в Калининграде было посвящено действиям экипажа в критических ситуациях, требующих немедленной помощи пассажирам.
Особое внимание эксперт уделил сложностям проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР) в тесных условиях авиалайнера. По словам Дмитрия, ключевым моментом является правильная оценка ситуации и принятие оперативных решений.
«Мы разбирали, как правильно должен действовать экипаж воздушного судна с целью оказания первой помощи пассажирам. Затрагивали многие вопросы, в первую очередь, проведения сердечно-легочной реанимации в условиях ограниченного пространства», — отметил Дмитрий Микрюков.
Одним из важных аспектов является необходимость извлечения пострадавшего из кресла.
«Как правило, две ситуации требуют извлечения: оказание легочно-сердечной реанимации, либо когда вы не можете понять, есть ли в этом необходимость. А для того, чтобы понять, нужно проверить сознание и дыхание», — пояснил Дмитрий Микрюков.
Дмитрий подчеркнул, что если бортпроводник не может определить наличие дыхания, как главного признака жизни, в положении сидя, он имеет право извлечь человека для придания ему оптимального положения на спине и проверки признаков жизни.
Для безопасного извлечения рекомендуется использовать прием Раутека.
«Вот это прием Раутека. Вот в чем его преимущество — тело человека не разваливается, в отличие от приема, когда мы берем человека, просто пытаясь вытащить под руки», — рассказал Дмитрий Микрюков.
После извлечения пострадавшего важно переместить в более удобное место для проведения реанимационных мероприятий, если это возможно.
«Положили его в проходе, выбираете место, где, по крайней мере, вы чуть-чуть можете себе дополнительное пространство создать. То есть здесь лучше, когда все-таки междурядье, нежели вот прям спинки, совсем будете скованы», — советует Дмитрий Микрюков.
В случае, когда перемещение затруднено, СЛР необходимо проводить в ограниченном пространстве.
«Ставятся руки так, как комфортно, создаем угол 90 градусов, прямые руки, прямой угол — начинается нажатие. Точно также 30 нажатий на грудную клетку, условно. Мешок конву, положили и движение, вот оно — на себя», — объяснил Дмитрий Микрюков.
В заключение эксперт подчеркнул важность принятия решений о перемещении пострадавшего в хвостовую или носовую часть самолета при наличии такой возможности, где можно обеспечить более удобные условия для реанимации.
«Либо вы принимаете решение и перемещаете человека, либо в хвостовую, либо в носовую часть, где есть технические пространства, позволяющие вам находиться уже в более стандартных положениях для реанимации. Здесь я вам показал первое — извлечение с помощью приема Раутека, второе — перемещение с помощью приема Раутека по проходу и третье — сердечно-легочная реанимация в ограниченном пространстве самолета», — подытожил Дмитрий Микрюков.
Следуя этим рекомендациям, можно максимально эффективно оказать первую помощь в условиях полета, повышая шансы на спасение жизни.