В первой серии «Открытых окон» Егор Хвесюк исследует культурное наследие Саткинского района, начиная с Сикияз-Тамакского пещерного комплекса.

Вот вам вопрос на засыпку: барсучье гнездо, труба, загадка, убежище — что объединяет все эти термины?

Ответ — это названия пещер Сикияз-Тамакского комплекса, одного из крупнейших в мире. Открытый в 1995 году челябинскими спелеологами, он насчитывает более 40 объектов с причудливыми названиями, отражающими их особенности.

«Танцующий грот, например, получил свое прозвище за ровную поверхность, где можно танцевать», — поясняет Егор.

Среди пещер выделяется Сысоевская — самая длинная (около 60 метров) и сложная для прохождения.

«Настоящий лабиринт для любителей пощекотать нервы!» — отмечает ведущий.

История комплекса уходит далеко в прошлое. Здесь находили артефакты разных эпох, от палеолита до средневековья. В Сысоевской пещере обнаружены медвежьи черепа, свидетельствующие о проведении древних обрядов.

«Любителям мистики здесь тоже найдется чем заняться», — интригует Егор.

Комплекс богат и палеонтологическими находками. Здесь обнаружили останки практически всех видов животных, рыб и птиц, когда-либо обитавших на Урале, включая вымерших: шерстистого носорога, горного медведя, льва и мамонта возрастом более 57 тысяч лет.

Егор рекомендует посетить это уникальное место, сплавившись по реке Ай или приехав на машине, но обязательно с опытным гидом.

«И ни в коем случае не приезжайте сюда в строгом черном пальто! Выберите что-то практичное», — советует он.

А в деревне Парамоновка Саткинского района Челябинской области стоят необычные сооружения, похожие на древние башни. На самом деле это печи для обжига известняка, история которых началась еще в середине XIX века. Кустарное производство известки, материала, использованного в строительстве пирамид и Великой Китайской стены, существовало здесь задолго до появления этих печей.

В середине XX века производство встало на промышленные рельсы. Близость карьера с известняком и кирпичного завода создала идеальные условия. Материал с топливом загружали в печи сверху, кислород поступал снизу, откуда потом извлекали готовую известь. Печи работали примерно до 1990-х годов, а сейчас доступны для всех желающих.

Неподалеку, в Сатке, возвышается Дворец культуры «Магнезит». История этого грандиозного сооружения началась в 1939 году с проекта типового клуба. Строительство, начатое в 1941-м, прервала война. В 1948 году директор завода «Магнезит» Алексей Панарин предложил отказаться от типового проекта и построить нечто монументальное.

«Сараев в стране предостаточно, а мы будем строить дворец!» — эти слова приписывают Панарину.

Дворец, принятый госкомиссией в 1951 году, был признан лучшим архитектурным сооружением в малых городах СССР. Он стал не только культурным центром, но и местом, где люди знакомились с русской культурой. Рассказывают, как приезжие из Башкирии, впервые попав во дворец, были настолько поражены его красотой, что начали разуваться у входа.

Дворец культуры «Магнезит» — не просто культурный центр, а место с богатой историей и неожиданными арт-объектами. Во дворе дворца установлена копия скульптуры Огюста Родена «Тень», а неподалеку красуются трансформаторные будки, превращенные голландским художником в произведение «Пятьдесят на пятьдесят». Прогулка по окрестностям дворца — настоящее путешествие в мир искусства.

Но когда-то эти места имели дурную славу. Пороги реки Большая Сатка считались опасными, а расположенную неподалеку яму местные жители называли «чертовой». Кто мог подумать, что в начале XX века здесь появится здание, которое до сих пор привлекает туристов своей красотой?

Всё изменилось с началом русско-японской войны. Выяснилось, что Россия зависима от импорта ферросплавов. На Большой Сатке построили первый в России ферросплавный завод и старейшую ГЭС. Плотина длиной более 120 метров и высотой 21 метр создана из дикого камня, что придает водопаду уникальную текстуру.

Сегодня полюбоваться симбиозом природы и человеческого труда может каждый. Но доступ ограничен из соображений безопасности, так как комплекс находится без должного ухода. Остается надеяться, что найдутся энтузиасты, которые вдохнут в это место новую жизнь.