Что общего может быть у Челябинской области и Мурманска, раскинувшегося за Полярным кругом? Ответ на этот вопрос нашла съемочная группа программы «ЭкоЛогика», отправившись в беспрецедентную экспедицию — впервые за пределы своего региона.
3279 километров и 33 часа пути разделяют Челябинск и столицу Арктики, где рождается чудо инженерной мысли — центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Здесь, в поселке Белокаменка, строят не просто завод, а завод для строительства других заводов — СПГ-платформ для производства сжиженного природного газа.
Уникальность проекта поражает: более 800 российских предприятий задействованы в строительстве, и восемь из них — челябинские. Они поставляют критически важное оборудование: компрессорные и насосные станции, системы вентиляции и пожаротушения.
«Это ЧЗМК (Челябинский завод металлоконструкций) и „Конар“. Два основных предприятия. ЧЗМК поставлял металлоконструкции, компания „Конар“ поставляла оборудование для ОГТ-1 и ОГТ-2. Работа идёт постоянно. Мы работаем над тем, чтобы увеличить объем работы с компанией „Конар“», — рассказывает Тагир Нигматулин, директор по контролю за изготовлением технологического оборудования ПАО «Новатэк».
Но что же такое СПГ-завод и основание гравитационного типа (ОГТ)?
«Строительство начато в 19-м году, было задействовано порядка 8,5 тысяч человек. На этом заводе будет осуществлено сжижение природного газа, его хранение и последующая отгрузка», — поясняет Станислав Журавлев, заместитель директора по строительству ОГТ.
ОГТ — это гигантская платформа, удерживаемая на морском дне собственным весом. После строительства ее отбуксируют к месторождению «Утреннее» на Гыданском полуострове. Мощность одной такой платформы — 6,6 млн тонн сжиженного природного газа в год, а всего их планируется три.
«В настоящее время спрос на энергоносители во всем мире очень велик, а сжиженный природный газ позволяет осуществлять транспортировку без строительства трубопроводов. То есть, логистика может быть по всему миру», — отмечает Станислав Журавлев.
Валентин Демидов, начальник управления по строительству ОГТ ПАО «Новатэк», отмечает вклад челябинских предприятий:
«Для Челябинска очень важная часть оборудования — это динамическое оборудование. В объеме поставки промышленного предприятия „Конар“ предусмотрены насосы. Плюс более двух тысяч металлоконструкций привезли с Челябинских заводов для изготовления факела», — говорит Валентин Демидов.
Вадим Ромасенко, генеральный директор ООО «Новатэк-Челябинск», разъясняет суть СПГ:
«Мы говорим о новом виде топлива. Это метан, который сжижается и переходит в жидкую фазу. СПГ еще путают с компримированным газом. Компримированный газ, он сжимается, но не такой распространённый, как становится сегодня сжиженный природный газ, который используется как газомоторное топливо, экологически чистое топливо», — пояснил он.
«Серьезным объектом строительства явилось строительство заводов по производству заводов. Эта платформа подходит к материку, берет газ с месторождения, его сжижает и сразу грузит на танкеры», — поясняет Вадим Ромасенко, генеральный директор ООО «Новатэк-Челябинск».
Но связь Челябинска и «Новатэк» не ограничивается поставками для арктического проекта. В Магнитогорске компания построила современный завод по производству экологически чистого топлива.
«Компания „Новатэк“ построила экологичный завод по производству экологичного топлива. Наши автобусы заправляются этим экологическим топливом», — гордится Вадим Ромасенко.
259 новых автобусов, курсирующих по улицам Челябинска в рамках проекта «Чистый воздух», — наглядный результат этого сотрудничества.
Но почему именно СПГ?
«За то количество тепла или энергии, которую мы получаем при использовании метана, мы выделяем значительно меньше СО2, чем, например, уголь или жидкое топливо», — отмечает Тагир Нигматулин, директор по контролю за изготовлением технологического оборудования ПАО «Новатэк».
Этот фактор особенно важен для Китая, который активно переходит на газовые станции, снижая выбросы и улучшая экологию.
Вадим Ромасенко, генеральный директор ООО «Новатэк-Челябинск», подчеркнул экономическую выгоду использования СПГ:
«Если литр сегодня дизеля стоит порядка 50−52 рубля, то СПГ стоит ровно в два раза меньше», — отметил он.
Это позволяет транспортным предприятиям инвестировать в развитие. Кроме того, СПГ безопасен для окружающей среды: в случае попадания на землю или в атмосферу, он просто регазифицируется и не наносит ущерба экологии.
Но при чем здесь экология и автомобили на газе? Оказывается, именно появление завода СПГ в Челябинской области дало толчок развитию заправочной инфраструктуры для транспорта на сжиженном газе. Заправочная инфраструктура, которая создается сегодня в Российской Федерации, позволит автомобилям заправляться по всем трассам.
Производители автотранспортной техники, увидев реальные перспективы, начали активно разрабатывать и выпускать автомобили, работающие на СПГ. Так, благодаря проекту в Арктике, Челябинская область стала пилотным регионом по развитию экологически чистого транспорта. Когда появился завод, производители техники очень быстро приступили к серийному производству техники на СПГ-газе.
Таким образом, проект в Мурманске, в котором участвуют челябинские предприятия, — это пример успешного сотрудничества во имя развития экологически чистых технологий и укрепления энергетической безопасности.