«Нечего надеть!» — эта фраза знакома, пожалуй, каждой женщине, независимо от размера гардероба. Мы покупаем новые вещи, соблазняясь распродажами и модными тенденциями, но проблема остается. Куда девать горы одежды, которая уже не радует, но и выбросить ее жалко? Съемочная группа программы «ЭкоЛогика» решила разобраться в этом вопросе.

В среднем россиянин ежегодно выбрасывает около 15 кг одежды. Представьте масштаб проблемы в рамках целого города. Большая часть этих вещей отправляется на свалки, загрязняя окружающую среду. Возникает вопрос: можно ли дать одежде вторую жизнь?

«Смотришь разные сайты, программы про моду. И каждый сезон хочется себя менять. Смотришь новые тренды, новые тенденции, надо что-то попробовать, надо купить, примерить. Ещё бывает очень жалко что-то выбросить, а бывает некуда это всё выбрасывать», — делится Ксения Струговец, признанный шопоголик.

Ксения, несмотря на свою любовь к покупкам, старается не выбрасывать одежду в мусорный бак. В России даже обсуждался вопрос о запрете на утилизацию текстиля вместе с бытовыми отходами, но пока эта инициатива не нашла поддержки. В стране существуют предприятия по переработке одежды, но их мощности недостаточны. Стимулирование раздельного сбора мусора и развитие переработки — вот ключ к решению проблемы.

«Каждый человек задаётся дважды в год этим вопросом — это расхламление. А куда я это дену? Моя квартира достаточно ограничена, и мне приходится там складывать, убирать, что-то теряется», — объясняет Ксения.

Одним из возможных решений является подход, применяемый на одном из челябинских швейных предприятий. Они не только производят и продают одежду, но и занимаются утилизацией отходов. Алина Бакай, управляющая производством, рассказала о принципах работы компании:

«Мы раскраиваем все по специальной технологии для того, чтобы уже минимизировать количество ткани. Шьем мы из натуральных тканей. Далее сдаем вещи на переработку. У нас в магазинах есть программа: покупатели могут сдать свою одежду на переработку и получить за это скидку. Эту одежду мы сортируем и отправляем на предприятие, которое занимается разделением не только одежды, но и любого мусора», — пояснила Алина Бакай.

На производстве внедрена система сортировки тканей по типу волокна (натуральные, искусственные, шерстяные). Натуральные обрезки передаются компании «Втор-Ком», специализирующейся на переработке текстиля. Искусственные ткани отправляются в «Гоу Грин Центр», принимающий различные виды отходов. Из-за минимального объема приема (от 100 кг) накопление материалов для переработки занимает от 4 до 6 месяцев.

Все модели отшиваются небольшими партиями, преимущественно в размерном ряду, и распределяются по всем магазинам бренда. Ежемесячный объем производства составляет от 1000 до 3000 изделий (платья, жакеты, юбки).

Непроданные изделия сначала предлагаются покупателям со значительными скидками во время распродаж. Оставшиеся вещи перемещаются на основной склад, где проводится сортировка. Часть возвращается в продажу в следующем сезоне или со скидкой, а часть передается на благотворительность.

Для минимизации отходов используется специальное конструкторское ПО, позволяющее оптимизировать раскладку лекал на ткани. Закройщики также стремятся максимально эффективно использовать ткань, выкраивая из оставшихся кусков небольшие детали для топов, блузок или корсетов.

В Челябинске также есть проект «Вещеворот». Он сталкивается с растущими объемами ненужной одежды. Основательница проекта Ольга Ремезова рассказала о сложностях сортировки и переработки текстиля.

«Вещеворот» принимает одежду, которую челябинцы готовы отдать, сортирует ее на складе и затем распределяет по разным направлениям: часть отправляется в благотворительные магазины, часть — на переработку, а непригодные вещи — на свалки.

«Объемы всегда растут. У нас сейчас на территории четыре склада. А был один», — говорит Ольга Ремезова.

В «Вещевороте» не принимают обувь, мех и изделия из кожи/экокожи в плохом состоянии, так как их сложно перерабатывать. Ремезова обращает внимание властей на эту проблему:

«Хотелось бы обратиться к властям, чтобы они подумали, как можно перерабатывать в том числе и обувь. Это первое, что нужно делать», — отметила Ольга.

Сотрудники «Вещеворота» ежедневно сортируют тонны одежды. Пригодная к носке отправляется в магазины, остальное — на переработку: фурнитура удаляется, ткань отправляется на заводы. Однако объемы поступающей одежды — от 60 до 100 тонн в месяц.

А «Втор-Ком» принимает широкий спектр материалов, производя из них термовойлок для мебели и матрасов. В процессе переработки одежда проходит несколько этапов: сортировку, разрезание, разъединение фурнитуры, разложение на волокна.

Интересно, что «Втор-Ком» перерабатывает не только одежду, но и пластик, создавая из него геотекстиль, используемый в дорожном строительстве. Часть тюменской трассы построена с использованием материалов, полученных из переработанных пластиковых бутылок на челябинском заводе.

Переработка одежды — важный шаг к решению проблемы. #Немузей мусора в Челябинске — яркий пример популяризации экологичного образа жизни. Новая площадка музея позволяет принимать и сортировать большие объемы вторсырья, в том числе и одежду.

«На этой площадке есть возможность сделать склады. Здесь есть возможность передавать вторичное сырье на переработку», — отмечает основатель #немузея мусора Яна Трудкова.

«Одежда является на самом деле опасной в составе ТКО. Она является той фракцией, которую невозможно после высортировки использовать», — поясняет Яна.

Запрет на выброс одежды в общий мусор, предложенный Российским экологическим оператором, пока не нашел поддержки на федеральном уровне. Тем не менее, развитие инфраструктуры для сбора и переработки текстиля, а также повышение осведомленности населения — необходимые шаги на пути к решению проблемы текстильных отходов.