Власти намерены контролировать ситуацию, пока не будет принято решение о рекультивации.

Вице-губернатор Челябинской области Олег Климов провел совещание рабочей группы по ситуации на копейском разрезе. Из-за того, что с борта карьера стали сходить оползни, обстановка там стала опасной. Власти поставили вопрос о рекультивации. Пока он будет решаться, на карьере под контролем МЧС будет вестись круглосуточное видеонаблюдение.

Из-за того, что стенки копейского карьера обваливаются, борта становятся все ближе к домам жителей города. Стены зданий сейчас — в сквозных отверстиях. Жители не успевают замазывать трещины в фундаменте. Всего в домах проживает более тысячи человек.

— По дороге вообще ходить страшно. На дороге трещины. Пойдешь да провалишься вниз, прямо в шахту. Особенно это заметно весной, когда все тает: едешь и видишь, как все вниз валится, — рассказал сайту «Первый областной» житель Копейска Александр Андреев.

Почти десять лет карьер остается бесхозным. Раньше в нем добывали уголь, но потом угольная компания разорилась, карьер и шахты закрыли. Денег на то, чтобы засыпать или, по крайней мере, откачивать воду, которая размывает стенки, у организации-банкрота не было. Сегодня глубина карьера — сто метров, ширина и длина — три на полтора километра, однако от него остались одни руины. Рядом, помимо жилых домов, находятся цеха действующего машзавода, которые также оказались под угрозой.

— Завод сегодня тратит огромные деньги на поддержание зданий в безопасном состоянии, на мониторинг ситуации. От края разреза до зданий буквально 50 метров, мы уже потратили несколько десятков миллионов рублей, чтобы буквально не уйти под землю, — прокомментировал генеральный директор копейского машиностроительного завода Виктор Семенов.

В результате оползня с борта карьера осенью 2015 года обвалилось около 300 тысяч кубометров земли, в вертикальной проекции края ямы опустились более чем на 7 метров. Существует также угроза того, что десятки заброшенных шахт окажутся заваленными. Ситуацию взяли на контроль в правительстве региона и создали рабочую группу.

— Планируется в течение 2016 года провести экспертные и научные изыскания на этой территории, с бурением скважин, изучением состояния подземных вод и грунтов. Мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что поднятие воды укрепит стенки и дальнейших обвалов не будет, но есть и мнение, что вода со временем будет размывать нижний слой. Этим будут заниматься ученые, которые и дадут нам рекомендации. Итогом реализации программы мероприятий должно стать обеспечение безопасности всех бортов разреза. Мы дали поручение руководству завода принять дополнительные меры по обеспечению безопасности людей, которые работают в цехах. Для этого установить видеонаблюдение за состоянием борта карьера с выводом этой системы на круглосуточную диспетчерскую службу МЧС. Организован инструктаж для всех должностных лиц, — заявил вице-губернатор Олег Климов.

Исследования могут обойтись в несколько миллионов, однако прямо сейчас денег в бюджете области нет. На полную рекультивацию карьера может потребоваться порядка 2,5 миллиардов рублей. Чтобы остановить оползни, по заключениям ученых, нужно пригрузить борта с западной стороны. Вероятно, что делать это придется машзаводу за свой счет, чтобы обезопасить своих рабочих. Жителям ближайших домов пока остается ремонтировать фасады и фундаменты тоже самостоятельно. В случае чрезвычайной ситуации — сообщать в МЧС. А средства на полную рекультивацию карьера в правительстве региона планируют получить из федерального бюджета.