Навязчивые звонки, «случайные» встречи возле дома или работы, тотальный мониторинг соцсетей — так последний год проводит жительница Челябинска Наталья М. Она познакомилась на сайте знакомств с мужчиной, и теперь он преследует ее. В России официальной статистики по сталкингу (навязчивому преследованию — прим. ред.) нет, равно как и уголовной ответственности за него.

«Просто исчезни!»

Челябинка Наталья М. рассказала Первому областному информагентству о том, как ее жизнь превратилась в кошмар после виртуальной встречи на сайте знакомств с парнем по имени Андрей.

«Все началось вполне безобидно. Стандартная переписка в известном приложении для знакомств. Общались около недели, потом он предложил встретиться. Первое свидание прошло в ресторане. Ужинали, разговаривали», — поделилась Наталья.

После дебютной встречи Андрей спросил у девушки, можно ли рассчитывать на продолжение. Наталья ответила, что открыта для дружеского общения.

«Мы еще пару раз встречались, ходили в кино, прогуливались по весеннему городу. Я поняла, что меня... не тянет. Он довольно-таки интересный, начитанный человек, но не мое. Совсем. Я честно сказала ему об этом», — продолжила Наталья.

Девушке тогда показалось, что мужчина отреагировал на отказ в дальнейших встречах адекватно.

Попрощавшись, на некоторое время Наталья и вовсе забыла об этом персонаже. Но позже хичкоковский киношный гротеск стал воплощаться в реальное, осязаемое и пугающее психологическое насилие.

«Он был у меня в друзьях в соцсетях и где-то через месяц после последней встречи начал усиленно мне писать, предложил „просто иногда перекидываться мемами“. По-дружески. Но потом он неустанно осыпал меня комплиментами, говорил, что лучшая девушка, которую он встречал и что нам стоит попробовать снова. Я вежливо отказала», — рассказала девушка.

Отказ Натальи никак не помешал настойчивому кавалеру добиваться внимания. Он продолжал писать ей ежедневно, буквально заваливая историями из своей жизни, аудиозаписями. И его нисколько не смущало, что подавляющее большинство сообщений оставались без ответа, девушка откровенно игнорировала его.

Однажды вечером Наталья покинула офис, в котором работала, и спустилась на лифте в холл. Когда двери лифта открылись — она увидела его. Андрей стоял с букетом роз, бодро сказал «привет», сказал так, будто девушка ждала его. Так, словно они встречались уже давно, и он в очередной раз приехал забрать ее с работы. Страшно.

«Моей фатальной ошибкой было указать место работы в соцсетях. Поэтому найти меня не составило труда. Но я и предположить не могла, что меня будут преследовать против воли», — продолжила Наталья.

Челябинка не хотела сеять панику в коллективе или кричать на улице «Помогите!», поэтому тихо проследовала на остановку в сопровождении неугомонного поклонника. По пути мужчина сумбурно рассказывал, как прошел его день. И... сел с Натальей в один автобус.

«Я не разговаривала с ним. Сидела, как каменное изваяние. Он вышел со мной на одной остановке. И очень агрессивно расспрашивал, что в нем не так, что ему сделать, чтобы понравиться мне. Исчезнуть. Тебе нужно просто исчезнуть. Так я сказала ему», — вспоминает девушка.

Андрей не унимался. Девушке пришлось заблокировать его во всех социальных сетях. Но и это не помогло. Молодой человек успешно множил фейки, пытаясь от чужого имени вновь «познакомиться» со своей музой.

«Я не могу закрыть сообщения от всех. Часто пишут по работе. Андрей продолжал издеваться надо мной с разных страниц», — поделилась челябинка.

После многократных признаний в любви мужчина перешел к скрытой агрессии и принижению невольной избранницы: «да кому ты еще нужна», «подруга у тебя симпатичнее», «займись своей фигурой».

Он не угрожал, не прикасался, но Наталья не могла ни спать, ни есть, ни работать нормально. Тотальная слежка, сбор информации о ней, ее родственниках, окружении, любимых песнях и фильмах выматывали до слез.

«Он подавал все как заинтересованность мной. Думал, что мне как-то польстит такое внимание. Но это не просто раздражало, а пугало, меня тошнило в прямом смысле. Особенно от его предложений сексуальной связи с посылом, что это будет вообще лучшее, что случалось в жизни. Пришлось рассказать о нем на работе, поделиться с мамой и братом. Все в один голос посоветовали обратиться в полицию. Еще не ходила в участок, но последняя его выходка стала крайней точкой моего терпения», — сказала Наталья.

Андрей явился к Наталье домой, причем поздней ночью. Попал в подъезд, позвонив в домофон, кто-то из соседей открыл. В пьяном, грязном, совершено непотребном виде он постучался в дверь.

«Я спала. Встрепенулась от стука. Сразу поняла, что это он. Посмотрела в глазок — точно. Скребся, просил выйти. Не вышла, сказала, что сейчас вызову полицию. Из дома выходить каждый раз страшно», — рассказала девушка.

Вся эта история длится с Натальей около года. Чуть больше недели после ночного визита он пока не появлялся. Но девушка чувствует всей кожей, что он постоянно где-то рядом.

Сталкер — кто он такой?

Из ниоткуда ничего не берется. И сегодняшний уверенный, психически здоровый человек завтра сталкером стать не сможет. Это всегда человек с травмой привязанности, с явной (или не очень) психической травмой.

«Посыл сталкеров идет якобы от доброты душевной. Часто это касается экс-парней/мужей. Когда человек с хорошей миной, но при плохой игре втирается в доверие к родителям своей бывшей супруги, например. Приходит к ним в гости, демонстрируя заинтересованность в возобновлении отношений с женщиной. Но это не так. За ширмой этой „благости“ стоит желание власти, контролинга и влияния на ваше самочувствие», — пояснила семейный психолог Татьяна Помрясина.

Преследователь возможно страдает пограничным расстройством личности и, как правило, испытывает потребность в построении близких отношений, не имея опыта таковых из-за страхов, тянущихся из детства. Большинство сталкеров — мужчины, но и женщины тоже могут страдать этим.

«Эти люди воспитаны в страхе, стыде. Возможно, сталкиваясь с тиранией в школе, они не находили защиты у родителей, они не верили им, а на все жалобы и слезы говорили: «может, тебе показалось», «попробуй с ними подружиться», «никто из твоих одноклассников не жалуется, только ты», — продолжила психолог.

У сталкеров очень развито виктимное (жертвенное — прим. ред.) мышление, а поскольку жертвой быть больно, то для них становится безопаснее, комфортнее «играть в команде» преследователей.

Жертва сталкера

Естественно, как не все подряд становятся сталкерами, так и попадают под их влияние вовсе не случайные люди. Жертвами преследования чаще всего становятся женщины и мужчины, также переживающие чувства вины и стыда, люди, легко попадающиеся на эти эмоции, как и сами сталкеры. Они часто могут быть публичными личностями, вполне уверенным и, дабы не разрушить мнение о себе и не развенчать свою репутацию, как о статусных, сильных людях, редко признаются в том, что стали жертвами сталкера. Поэтому молчат о проблеме, тем самым предоставляя карт-бланш преследователям продолжать абьюз (насилие — прим. ред.) дальше.

«С меня хватит!»

Став жертвой навязчивого преследования, и чувствуя, что ваша жизнь переходит во власть насильника (да, преследование — это тоже насилие), стоит незамедлительно принять меры защиты. 

«Как только вы получили сообщение, намек, странный подарок — обязательно сообщите об этом близким. Основная задача манипулятора — вывести вас на диалог, выбить вашу уверенность, расшатать спокойствие. Поэтому не нужно вступать с преследователем в диалог», — посоветовала Татьяна Помрясина.

Также психолог отметила, что нужно фиксировать любое внимание от сталкера к вашей персоне — все звонки и сообщения. Это поможет вам, если понадобится, доказать, что вы принимали все возможные меры, чтобы прекратить насилие. Обязательно обратитесь в полицию. Как минимум, вашего мучителя после этого будет ждать разговор с правоохранителями. Вероятно, это его напугает и заставить исчезнуть.

Главное — не молчать, несмотря на закрепленное в менталитете «сама виновата», «дала повод». Ничего подобного. Повода издеваться, выводить из равновесия, лезть в частную жизнь нет ни у кого.

«Бытует мнение в российской реальности, что пока тела никто не коснулся, — то все в порядке. Это не так. Спокойствие, психологические границы — не менее дорого, поэтому защищайте их и прорабатывайте страхи, стыд и вину со специалистом, тогда никто не сможет посягнуть на вашу внутреннюю уверенность», — заключила семейный психолог.

Если вы страдаете от психологического насилия, то проблемой можно поделиться и со специалистами всероссийского кризисного центра по телефону горячей линии 8—800—7000—600.

Что говорит закон

В России нет официальной статистики по сталкингу. Есть исследования в США, говорящие о том, что ежегодно жертвами преследования становятся миллионы американцев. Также на западе есть закон «О слежке и преследовании» и сталкинг уголовно наказуем. В нашей стране уголовного наказания за преследование нет, а нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ) имеет массу нюансов и сбор информации о человеке в тех же социальных сетях, например, не запрещен, ведь сведения о себе, фотографии и прочее мы выкладываем сами.

«Нужно проявлять юридическую креативность. Человек, который вас преследует, понимает свою безнаказанность. Можно написать в органы опеки, поскольку есть основания полагать, что преследующее лицо страдает психическим заболеванием. Есть шанс, что его поставят на учет. Понятно, что механизм не доработан, но, по крайней мере, преследователя проверят», — посоветовал директор юридической компании «Форлекс» Николай Попов.

Также он отметил, что необходимо жаловаться не один раз, а систематически — буквально раскачивая государственную систему. Если опека молчит — идти в прокуратуру. По сути — попасть четко в болевую точку сталкера, привлекая к нему внимание органов как к сумасшедшему. Скорее всего, после этого преследователь сгинет, ведь флер таинственности, некой интимности контакта с вами, даже если вы игнорируете его, пропадает, и он теряет интерес.

Киберсталкинг

Это преследование в социальных сетях. Когда ваши фото или номера телефонов используются злоумышленниками для создания фейков или страничек на сайтах знакомств — это тоже можно отнести к киберсталкингу.

Преследованием в соцсетях чаще занимаются девушки, мониторя страницу бывшего парня, выясняя, чем он занимается в свободное время, кто лайкает его фотографии.

Также женщины выслеживают в Сети богатых мужчин, собирают о них информацию и подстраивают потом якобы случайные встречи. К сталкингу можно отнести и постоянную слежку за жизнью знаменитостей в «Инстаграм», что порождает зависть, отрешение от собственной реальности, желание жить так, как это делает кумир.

Преследуемый, конечно, может и не догадываться о том, что за ним подсматривают, и тогда вы обнаруживаете, что и палачом, и жертвой для себя стали вы сами.