Генеральный директор фонда «Региональный оператор по капитальному ремонту» Вадим Борисов объяснил суть претензий Контрольно-счетной палаты Челябинской области к своему ведомству.

Напомним, 12 марта пресс-служба Контрольно-счетной палаты Челябинской области обнародовала результаты проверки деятельности регоператора капитального ремонта в многоквартирных домах. По версии ревизоров, в работе фонда капремонта были выявлены системные проблемы: «неограниченно широкие полномочия руководства регоператора в распоряжении внебюджетными средствами», отсутствие работы по поиску новых подрядных организаций, снижение числа исков к должникам и взыскиваемых средств. Губернатор Алексей Текслер уже поручил своему первому заместителю Виктору Мамину заняться вопросами эффективности управления регоператора. Курирующий строительную сферу вице-губернатор Сергей Шаль должен проконтролировать устранение всех нарушений. Однако гендиректор фонда капитального ремонта Вадим Борисов испуганным этими претензиями не выглядит.

— Каков результат ревизии в вашей структуре? В том числе лично для вас?

— Да, это была плановая проверка расходования бюджетных средств и эффективности работы регоператора. КСП к нам заходила в первый раз, хотя разных контрольных органов у нас побывало немало: и ГКУ, и финмониторинг, и прокуратура. Проверка прошла, 4 марта на коллегии палаты нам выдали акт, объявили, что направят представление об устранении нарушений. Представление я пока не получил, но часть нарушений мы исправили прямо в ходе проверки, аудиторы это подчеркивали на коллегии.

Нецелевого расходования бюджетных средств у нас не было точно. Что касается эффективности управления, то контрольно-счетная палата выставила определенные требования и нам, и Минстрою. Система управления требует улучшений всегда, не бывает такого, чтобы все с ней было хорошо. Поэтому все недочеты будут устранены. За исключением одного.

— В пресс-релизе КСП прямо сказано, что работа по расширению круга подрядчиков не ведется.

— Я просто не знаю, что тут можно сделать. Контрольно-счетная палата полагает, что хорошо было бы, если бы у нас было больше подрядчиков. Я с этим полностью согласен! Но региональный оператор уже больше четырех лет работает только в одной, разрешенной по закону форме — через электронные аукционы. Те, кто хочет в них участвовать, должны пройти процедуру включения в реестр квалифицированных подрядных организаций. Этой процедурой занимается Министерство строительства Челябинской области. Но далеко не все члены этого реестра участвуют в наших аукционах. В год региональный оператор отыгрывает около 250 аукционов, то есть сказать, что мы занимаемся, например, укрупнением лотов, нельзя. В реестр включено более 250 организаций, занимающихся строительно-монтажными работами. Но реально в аукционах участвуют не более 60 компаний. Кто хочет — тот участвует.

Цену устанавливает министерство тарифного регулирования области, другой у нас нет. Тут, пожалуй, дело в другом: капитальный ремонт на жилом, обитаемом деле — это очень сложный процесс, который контролирует масса разных организаций. Он кардинально отличается от ремонта или строительства в чистом поле. Серьезные административные вопросы, давление со стороны собственников, старшего по дому, представителей Минстроя... Многие подрядчики, осознав весь этот вал работы, просто отказывались — они считали, что зарабатываемые деньги не компенсируют все эти трудозатраты.

Но другие продолжают работать. Например, 11 марта Минстрой отчитался о ликвидации размораживания домов в Агаповском районе. Это именно наш подрядчик две недели работал там, не разгибаясь, и полностью переделал систему отопления в этих домах. Или лифты, которых мы поменяли за последние годы около двух тысяч...

— То, что руководство регоператора может бесконтрольно распоряжаться внебюджетными средствами — верно?

— У регионального оператора три источника доходов. Самый крупный — плата за капитальный ремонт. Эти деньги имеют исключительно целевое назначение, могут тратиться только на проведение капремонта. Никаких платежей на административно-хозяйственные расходы мы оттуда брать просто не имеем права. Второй источник — ежегодные поступления из бюджета Челябинской области на административно-хозяйственную деятельность. Львиная доля расходов там — фонд оплаты труд, у нас 170 штатных единиц на Челябинскую область. Кроме того, деньги идут на распечатку и доставку квитанций и так называемый биллинг.

И наконец третий источник — так называемые дополнительные доходы регионального оператора. Речь вовсе не о коммерческой деятельности! Эти поступления складываются из штрафных санкций от организаций-подрядчиков либо в результате добровольного согласия, либо в результате судебных решений. Мы со многими подрядчиками судимся: где-то из-за нарушения сроков, где-то — качества выполненных работ, или штрафы за расторжение договоров, если подрядчики бросают свои объекты и не выполняют обязательства. То есть дополнительные доходы — это только деньги, которые мы получаем с подрядных организаций. Других источников нет! Пеня, которая взимается с собственников жилья за неуплату взносов на капремонт, приравнивается к самим взносам и поступает туда же, на спецсчет, и может расходоваться только на проведение капремонта.

Итак, деньги из дополнительных доходов регионального оператора тратятся на три цели. Львиная доля — на капремонт, часть — на претензионно-исковую работу, то есть на государственные пошлины, судебные экспертизы. И, в-третьих, деньги эти расходуются на те статьи расходов, на которые не хватает у нас бюджетных средств.

Мы не против, чтобы это было систематизировано. Контрольно-счетная палата посчитала, что министерство строительства должно более предметно контролировать и регулировать наши дополнительные доходы. Я думаю, будет разработано какое-то дополнительное положение о расходах, создан какой-то коллегиальный орган. Но все-таки никаких незаконных трат у регоператора по капремонту КСП не установило.

— А что с количеством исков, которое у вас снижается? Ревизоры усмотрели падение их числа на 45 процентов!

— Количество заявлений о выдаче судебных приказов, которые в 2020 году подал региональный оператор по платежам за ремонт, на самом деле было меньше, чем в 2019 году. Это связано с федеральным законодательством: в течение первого квартала 2020 года закон не позволял нам обращаться напрямую к мировым судьям для выдачи судебных приказов. Но с 1 апреля 2020 года действие этого закона было приостановлено и наша работа вошла в нормальное русло.

Кроме того, была претензия, что снизился объем поступающей от собственников жилья пени. Хотя в принципе у нас собираемость платы на капремонт всегда в среднем на уровне 90 процентов.

Нам просто указали на узкие места, никакой огромной реформы там нет. Основное изменение — доработка системы общего финансового контроля. Мы к этому готовы, большую часть работы уже даже сделали. Ничего невыполнимого в документе КСП нет. Кроме количества подрядчиков.