Известная пословица гласит, что в России две беды — дураки и дороги. Глава Усть-Катава Сергей Семков в интервью Первому областному информагентству назвал совсем другие проблемы. А заодно рассказал, как привлечь в малый город крупного инвестора и что станет вскорости главным символом Усть-Катава наряду с трамваем.

Трамвайная столица без трамваев


— Сергей Диодорович, в Усть-Катаве — известный на всю страну вагоностроительный завод. Почему по городу трамваи не ходят? Сапожник без сапог?

— Не очень, как показывает практика, известный. Мы над этим сейчас и работаем, узнаваемость у города и завода низкая. Раньше ведь не было как такового туризма, никто не раскручивал местные бренды. И выходит, что человек приезжает в Усть-Катав и не видит, не знает, что тут происходит. В лучшем случае обратит внимание на изображение трамвая на стеле на въезде в город.

А что касается общественного транспорта, то да, у нас маршрутки. Раньше была обкатная линия в три-четыре километра, по ней ходили новые вагоны, возили рабочих. Сейчас ее сократили, так как слишком дорогая в обслуживании, да и рельеф в городе сложный — всё время крутые подъемы и спуски.


— А вообще УКВЗ как-то участвует в жизни города?

— Руководство Усть-Катавского вагоностроительного завода, конечно, ведет социальную политику на своем предприятии и участвует в социальных проектах нашего округа. Есть спортивный центр, который эксплуатируется и городом, и заводом. Так, бассейн, тренажерный зал завода очень востребованы среди наших жителей. Но в последние годы, с реорганизацией предприятия, «социалки» стало гораздо меньше. Сейчас, надеюсь, маятник качнется в другую сторону: у завода очень много заказов, на ближайшие три-пять лет предприятие по «трамвайной» линии полностью обеспечено. Трамвайная реновация в Челябинске — это все-таки пока планы. Но есть 83 вагона, заказанные только на 2021 год. Девять трамваев заказал Магнитогорск, не в первый раз — они очень серьезно обновляют свой парк. Есть двухгодичный контракт на 90 вагонов для Москвы, Санкт-Петербург вообще готов закупить все трамваи, которые мы произведем. Краснодар покупает 45 трамваев, заканчивают этот заказ. Таганрог — 10 трамваев уже заказали, и еще по десяти идут переговоры.

Но все-таки этого пока мало. Оборот предприятия за 2020 год достиг 2,6 миллиарда рублей. Это немного. В ГРЦ Макеева в Миассе три тысячи работающих, а оборот составляет 16—17 миллиардов. УКВЗ надо выйти хотя бы на 6—8 миллиардов в год, на выпуск 150—200 трамваев, тогда завод встанет с колен. Мы понимаем сложную финансовую ситуацию и поэтому особо не обращаемся к предприятию.

— Вы прямо в подробностях знаете жизнь УКВЗ.

— В нашем округе проживает 24,6 тысячи человек, на заводе работает 2,75 тысячи человек, у каждого семья — получается как раз половина Усть-Катава. Так что для меня, конечно, важно, как развивается предприятие, от этого зависит развитие нашего округа. Поднимется завод — поднимется и город. Но не трамваем единым жив Усть-Катав.

Край горных огурцов и помидоров

— Кроме вагоностроительного завода у вас с некоторых пор появилось еще одно якорное предприятие — агропарк «Горный». Как вообще удалось затащить агропарк сюда? Недалеко ведь Бакал, который вообще ТОСЭР, там преференций для инвесторов гораздо больше.


— Вот как раз для Бакала агропарк был не очень интересен, у таких предприятий больше льгот по линии Минсельхоза. Но за этого инвестора мы действительно бились! Учредители рассматривали варианты в Ашинском и Саткинском районах, под Златоустом. Но все-таки в Усть-Катаве оказались лучшие условия. В рамках реализации проекта строительства агропарка из Фонда развития моногородов было направлено 1,6 миллиарда рублей из федерального и регионального бюджетов. За счет этих средств протянули от Кропачево порядка 10 километров ЛЭП. Было выделено 160 гектаров земли недалеко от федеральной трассы М-5 «Урал». Но главное — овощное производство требует больших затрат на потребление газа. И поэтому была построена мощная котельная, рассчитанная на всю инфраструктуру. Словом, мы обеспечили инвестору все условия. Сейчас в агропарке порядка 550 рабочих мест, половину заняли усть-катавцы. К 2024 году планируется увеличить их втрое. Усть-Катав еще в советское время планировался «на вырост»: только на УКВЗ было тогда занято около 12,5 тысячи работников. Предполагали, что город вырастет с 30—32 тысяч человек до 200 тысяч! Мы уже сталкиваемся с нехваткой рабочих рук: подвоз сотрудников осуществляется из Сатки, Аши, Катав-Ивановска и из соседней Башкирии.

Ударим по кризису пилой и байдаркой

— Овощами Усть-Катав теперь обеспечен. Но для процветания этого, думается, мало.

— Да, у нас есть несколько проектов, сейчас ищем под них инвесторов. Вот в чем мог бы быть полезен ТОСЭР — это в развитии производства на базе УКВЗ. Есть идея создать при заводе небольшие фирмы — производители комплектующих. Все-таки достаточно много деталей не производятся на заводе, их приходится закупать. Но сейчас в области не загружены инвесторами Верхний Уфалей, Бакал — а ведь активность ТОСЭРов контролируется «сверху». Создать еще одну территорию опережающего развития вряд ли получится.

Есть перспективы по лесопереработке. Наши предприниматели, работающие в этом секторе, делают в лучшем случае строительную доску. А нужна глубокая переработка леса! Вагонка, брус — потребность в этом большая. Сама по себе древесина не очень дорогая, поэтому ее невыгодно перевозить. А вот переработанная сразу становится дороже в 5—10 раз.


— Ваши соседи активно включились в туристический проект «Горный Урал».

— Туризм развивать нужно. Хоть знаковых горных вершин у нас поблизости нет, но есть пещеры, есть сплавы, есть детский оздоровительный лагерь «Ребячья республика», где отдыхают летом дети из четырех соседних муниципалитетов. Нужен инвестор, который объединил бы туристическую инфраструктуру в один комплекс. Я разговаривал с турагентствами из Уфы — там даже в дождливый год организуют по 4—5 тысяч сплавов. А в пандемию к нашим уральским красотам потянулись люди, обычно отдыхающие за границей. Мы вели переговоры с предпринимателями, работающими на реке Ай, — а наша Юрюзань и Ай примерно равнозначны и по сложности маршрутов, и по красотам, и по логистике. Но пока желающих вложиться в туризм найти сложно.


Горы мусора и мохнатая угроза

— В соцсетях жители Усть-Катава активно жалуются на то, что город тонет в мусоре. Как-то поиск инвесторов с переполненными площадками для сбора ТКО не сочетается.

— Это одна из двух наших главных проблем! И, увы, решить ее муниципалитет самостоятельно не сможет, у нас просто нет полномочий. В горно-заводском крае регоператором по обращению с отходами является саткинское МУП «Комритсервис». Два года они без всяких проблем работали с нашей службой благоустройства: по городу собирали мусор наши машины, отвозили на временный полигон, а оттуда его забирал 40-тонный «Тонар». Но с 18 января текущего года обязанности по сбору мусора регоператор переложил на некое челябинское предприятие ООО «Чистый город» и начался мусорный «коллапс». Кроме этого, регоператор задолжал еще нашему предприятию 1,8 миллиона рублей. Я бы этому «Чистому городу» от чистого сердца посоветовал переименоваться, это позор какой-то.


— Так в чем дело-то?

— От этого нового сборщика в город приходят в лучшем случае два трехосных КамАЗа. Реально нужно пять-шесть машин! Мусорные площадки переполнены настолько, что люди к контейнерам не могут подойти. Что остается на земле — то там и валяется. Вдобавок водителей уже ловили на мошенничестве: подъезжают к площадке, стоят несколько минут и уезжают, ничего не забрав. То есть по ГЛОНАССу они вроде как на месте побывали, а то, что там гора мусора, — так это якобы народ опять принес. Я постоянно объезжаю площадки, сообщаю о проблемах «наверх»... Увы, сам сделать ничего не могу: уборка мусора исключена из городских полномочий. Но народ-то возмущается, люди во всем обвиняют местную власть. Нужно широкое совещание с привлечением регоператора, Минэкологии, прессы — с мусором надо что-то делать!

Вставка: Совещание по проблеме сбора отходов в Усть-Катаве действительно прошло. По его итогам областное министерство экологии обратилось в УФАС с жалобой на действия регоператора горно-заводского кластера.

— Вы упомянули, что в Усть-Катаве две главные проблемы. Одна — мусор, а вторая...

— А вторая — это безнадзорные животные (собаки), которые, кстати, прекрасно кормятся на переполненных мусорных площадках. У нас пока обходится без серьезных инцидентов, но у соседей случаи нападения бродячих стай на людей уже есть. Новые правила обращения с безнадзорными животными — это федеральный закон, а он, на мой взгляд, требует доработки. Полномочия по отлову животных передали с регионального уровня на муниципальный, но финансируется эта работа явно недостаточно.


— В чем, по-вашему, недоработка?

— Во-первых, нехватка мест для содержания. Сейчас есть планы построить один питомник для собак под Катав-Ивановском, на 500 голов. Только он моментально переполнится. Во-вторых, нужно законодательно ввести строгую ответственность для хозяев животных, которые выкидывают их на улицу. Действующие требования в этом плане просто не работают. Наконец, масштаб проблемы явно недооценивается. Что сейчас происходит? Подрядчик, выбранный на аукционе, отлавливает собак, проводит определенные процедуры, и выпускает. Но чипированная и стерилизованная собака не менее агрессивна, чем «дикая»! А переловить и обработать всех животных невозможно: это просто слишком дорого. Существующие питомники поднимают цены на свои услуги. Их же проверяют и КСП, и прокуратура, следят, чтобы были правильные медикаменты, правильное питание, условия для этих братьев меньших. В итоге одна собака обходится в 17 тысяч рублей — примерно как путевка в детский лагерь для ребенка! Денег, выделенных нам в 2021 году на решение проблемы безнадзорных животных, хватит на 33 собачки. При этом жесткими методами бороться с животными нельзя, это уже уголовная статья. Увы, но эту проблему можно решить только доработкой закона.


Ради федеральных денег готовы на все!

— Сейчас по всей Челябинской области активно строятся новые объекты в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда». Усть-Катав, думается, не исключение.

— Прямо сейчас проходит госэкспертизу проект строительства спортивного комплекса с круглогодичным льдом и лыже-роллерной трассой. У нас ведь богатые хоккейные традиции, а заниматься до сих пор ребятам было негде. Со строительством спорткомплекса обещает помочь губернатор Алексей Текслер. Наш губернатор поддерживает развитие муниципалитетов. Так, за короткий срок немало уже сделано: реконструирована школа, построена хоккейная коробка, появились спортивные площадки, прекрасный детский городок рядом с Дворцом культуры. И это все — за счет средств областного бюджета. Свой бюджет мы в 2020 году практически оголили, бросили на проектирование порядка 27 миллионов. Наш округ выходил на федеральный конкурс развития малых городов с проектом благоустройства «Дворец культуры — центр притяжения». Выиграть не получилось. Но губернатор проект одобрил, пообещал на его реализацию выделять деньги. Параллельно работаем с «Роскосмосом», готовим эскизный проект развития территории, заходим в федеральный проект с проектом строительства очистных сооружений. А еще сейчас пытаемся войти в программу «Комплексного развития сельских территорий», подали заявку.


— Усть-Катав — и сельская территория?

— В программе закладываются серьезные денежные средства, на них можно будет проектировать строительство жилья для сотрудников агропарка, детского сада, школы, ФАПа. Тогда не придется нам возить людей за 100—200 километров вахтовым методом, они будут жить здесь. Для развития нашего округа мы готовы применить все наши возможности, чтобы привлечь федеральные средства.